Руководитель объединения Millihasite Ильдар Гатауллин воссоздает башкирские и татарские наряды, ищет раритетные серьги и монеты для своих дизайнерских работ. Осенью в татарских народных украшениях его авторства снялась Дилара Зинатуллина, жена рэпера Моргенштерна.
С чего началось ваше увлечение костюмами?
Это долгая история. Еще когда я был маленьким, мой папа брал меня в Уфимское училище искусств, где я проводил много времени, изучая историю республики и ее национальные особенности. В подростковом возрасте увлекся реконструкцией и ролевыми играми – познакомился с кузнецами и начал создавать доспехи Средних веков. В 2008 году вместе с клубом «Северные Амуры» поехал на историческую реконструкцию под Москвой, Бородино. Башкирская тематика подразумевает конные поездки, а я на коне не держусь, и мне было не интересно. Тогда же руководитель клуба, Ильдар Гиндуллович заинтересовал меня созданием башкирского мужского костюма. Чуть позже, сотрудничая с Уфимским мушкетерским полком, которым руководил Рамиль Насибулович, увлекся женским башкирским костюмом. Так с 2010 года я начал создавать народные костюмы.
Вы сами шьете?
Я шью сам, и мне помогает мама, которая шьет профессионально. Так же занимаюсь поиском исторических данных, исходников в книгах и музейных собраниях, изучаю типы нагрудных украшений, обуви. Отвечаю за дизайн и подачу. Мы стараемся ничего не придумывать, а делать все так, как это делали в прошлом.
Много ли мастеров, которые создают башкирские костюмы?
В 2010 году, когда я только начал, это направление было уникальным – мастеров реконструкторов башкирского костюма не было. Со временем, когда наши костюмы стали популярнее, появилось много заинтересованных людей, готовых помочь. Поэтому мы создали творческое объединение и решили возродить почти утраченное искусство. Мне кажется, нам это удалось. Наши творения показывали в фильмах на «БСТ», в документалках, их можно увидеть, например, в «Первой республике». Также с нами сотрудничают театры: заказывают у нас и украшения, и готовые комплекты одежды. За десять лет мы с командой осуществили сотни проектов.
Вы в основном выполняете костюмы на заказ?
Нет, я предпочитаю работать по вдохновению, а заказы – это надобность, нужно же на что-то жить. Вообще, костюм – это вещь дорогая и затратная по времени. Например, создание комплекта для конкурса «Тамга» в 2020 году заняло у меня полгода. Готовые изделия мы сдаем в аренду для модных показов, выставок или съемок.
Расскажите, как это вообще происходит? Где вы ищете декор и фурнитуру?
Работу над каждым костюмом начинаем с поисков источников – сотрудничаем с этнографами и историками, потом собираем или покупаем необходимый материал. Если этого требует заказчик, мы ищем оригинальные старинные украшения. Обычный человек вряд ли сумеет их найти, но, когда ты в деле уже пятнадцать лет, обрастаешь необходимыми связями и к тебе направляют людей, которые продают серьги, кольца, монеты или подвески. Сейчас мастера Millihasite стали делать украшения сами, чтобы удешевить и ускорить процесс пошива, что-то даже печатаем на 3D-принтерах.
Вы специализируетесь только на башкирской тематике?
Как раз нет. С 2020 года мы с командой переехали в Казань и теперь делаем и татарские костюмы. Мне это даже интереснее. В Башкирии мы почти не получали поддержки, а в Казани власть активно популяризирует культуру, борется за развитие языка, мы работаем напрямую с министерством культуры.
Расскажите об интересных или крупных проектах последнего года?
Мы в этом году уже выполнили с десяток больших заказов, но сложно выделить какой-то один. Делали, например, украшения для участницы конкурса красоты «Мисс Азия Сибирь», предоставляли нагрудные украшения для фотосессий. Недавно мне позвонил организатор фотосессии Дилары Зинатуллиной, жены популярного рэпера. Я выехал ночью, привез костюмы, и стилисты выбрали подходящие. Для меня это был некоммерческий проект, но именно такие и помогают жителям республик понять, что национальный колорит может быть модным.
Чем отличается восприятие национального костюма в Башкортостане и в Татарстане?
В Татарстане костюм забыт настолько, что он производит фурор и поражает новизной. В Башкирии же это что-то из ретро – у бабушек в деревнях еще сохраняются детали праздничных нарядов. Но в обоих республиках национальный костюм стал отдельной субкультурой, это развивающийся рынок. Искусство, возрождаясь, помогает развиваться и другим старинным ремеслам: кузнечному делу, ювелирному.
Вы планируете и дальше работать в Казани?
Да, в Башкирии уже много мастеров и высокая конкуренция. Мне хотелось бы сделать свое хобби популярным и в Татарстане, возможно, открыть собственную студию с модельным агентством, чтобы проводить дефиле и запустить производство украшений. Но, несмотря на то, что базируемся мы сейчас не в Уфе, мы активно помогаем новичкам и уже состоявшимся мастерам, которых в нашем объединении около трехсот человек.
Текст: Татьяна Холостых
Фото на обложке: Аида Сайдашева
Комментарии (0)