Об уфимце Руслане Абсалямове мы уже писали в майском номере «Уфа.Собака.ru» – он пробежал два полных марафона по 42,2 километра в Стамбуле и Казани. А в конце июля замдиректора Башкирского регионального филиала АО «Россельхозбанк» переплыл Босфор. Нам он рассказал, как за два года научиться плавать с нуля и что нужно делать, чтобы стать межконтинентальным пловцом.
Насколько я знаю, в спорт вы пришли через бег?
Все верно. Бегать я начал летом 2015 года. Однажды мне пришло на почту «спам-приглашение» на лекцию о беге. Ее проводил Влад Литвинчук, который в то время только открыл в Уфе школу бега I Love Supersport. На лекцию пришло три человека. Но Влад так здорово рассказывал о пользе бега, что я действительно вдохновился. Начал заниматься, втянулся…
...Настолько, что начали участвовать в марафонах?
Да, за четыре года подготовился, пробежал два полных марафона и участвовал во множестве забегов.
А как и почему решили заниматься плаванием?
Два года назад в школе I love Supersport открылось направление плавания. Я решил попробовать. Артур, мой тренер, в течение двух месяцев ставил мне технику, потому что я до этого вообще не плавал – не мог проплыть без остановки и пятидесяти метров. Но через два месяца я начал делать успехи – сначала стал проплывать 100 метров, потом 500. Тогда и пришла мысль поучаствовать в каких-то больших стартах – например, переплыть Волгу или Босфор.
И, как понимаю, с Босфором все получилось?
Да, 21 июля. Но знаете, Босфор проще переплыть, чем зарегистрироваться на соревнование (Смеется.)
Заинтриговали...
Дело в том, что Босфор перекрывают только один раз в год и всего на 2–3 часа, чтобы тысячи человек попробовали его переплыть. Для пловцов это что-то вроде Святого Грааля. Ежегодно в заплыве участвуют 2500 участников – на каждую страну выделяется определенная квота: на Россию, например, всего 450 мест. Но желающих участвовать гораздо больше. Регистрацию на заплыв открывают в ночь с 3 на 4 января, и никто не знает, во сколько именно. В прошлом и в этом году я сидел у монитора и каждые двадцать секунд обновлял страницу, чтобы не пропустить старт. Потому что в момент, когда начинается регистрация, тысячи людей пытаются отправить заявку первыми – надо как можно быстрее заполнить анкету и оплатить вступительный взнос. Регистрация закрывается уже через 15-20 минут.
И вы это прошли два раза?
Очень интересная история получилась. В 2018 году я успел зарегистрироваться и получил письмо, что могу принять участие в заплыве. Начал готовить на английском языке справку о допуске к соревнованиям. Но за две недели до заплыва упал с велосипеда и получил травму плеча. Плыть было нельзя! Пришлось отдать право участия в заплыве уфимскому спортсмену Радмиру Бикметову. А в 2019 году я не смог пройти регистрацию. Очень расстроился. Но в апреле из школы I Love Supersport написали, что другой спортсмен, тоже по имени Радмир, получил травму и не сможет поехать на Босфор. Вместо него поехал я. Из Уфы нас было всего трое.
Как проходила подготовка к соревнованиям?
Я тренировался специально, но без фанатизма. У меня было три тренировки в неделю: две короткие в будни и одна продолжительная – в выходной. В целом, ничего более не делал. 30 июня на фестивале «Легенда Урала» принял участие в первом в своей жизни открытом заплыве – в качестве тренировки перед Босфором. Потому что одно дело начинать гонку в бассейне, где у каждого своя дорожка, а другое – в масс-старте, где можно кого-то задеть рукой или ногой.
И уже через двадцать дней вы поехали в Стамбул на заплыв?
Да, в Стамбуле я был 19 июля. Получил стартовый пакет: красную шапочку с номером, бейдж-пропуск в спортивный городок – и отправился с семьей на водную экскурсию, где всем спортсменам объясняли, как правильно плыть, чтобы не попасть в обратное течение и не быть снесенным в открытое море. Дело в том, что у Черного и Мраморного морей разная соляная плотность и в месте их слияния образуется сильное двойное разнонаправленное природное течение. Спортсмены, которые попадают во встречное течение, могут просто не доплыть. Настолько оно сильное. И, наоборот, пловцы, которые перед финишем не успевают выплыть из попутного течения, рискуют оказаться в открытом море и быть дисквалифицированными.
Даже зная весь маршрут, все равно переживали?
Да. В ночь на 21 июля спал плохо, волновался. Встал рано, позавтракал, отправился на территорию спортивного городка. Там все участники переоделись и в 9:00 отплыли на корабле к стартовой точке. Мне предстояло прыгнуть в воду с понтона высотой 2,5 метра и проплыть 6,5 километра.
А вода холодная была?
Довольно прохладная.
Как проходила гонка?
Ровно в 10:00 прозвучал свисток – и мы толпой побежали в воду. На старте очень важно было не оказаться в массе людей, не прыгнуть в воду на кого-то. Пригодился опыт с мероприятия «Легенда Урала». Рядом дежурили спасатели – они помогали тем, кому не хватило сил плыть или кого течение вынесло в открытое море. «Надо плыть на розовый домик, потом держаться середины моста, потом плыть к флагштоку», – думал я, но уже недалеко от финиша понял, что меня сносит течение, – видимо, где-то плыл не туда, куда надо. Пришлось собраться и плыть в два, в три раза интенсивнее, чем обычно. И я смог! Пришел к финишу через 1 час и 16 минут. Сам от себя такого результата не ожидал. Первое место занял мужчина, переплывший Босфор за 47 минут, а самый быстрый среди россиян – за 53 минуты.
Что планируете дальше?
Переплыть Волгу, конечно. Это второе священное место для любителей плавания. Ну а потом… есть много стартов, в которых можно поучаствовать. Кама, Байкал, Аслыкуль, Кандрыкуль – глаза разбегаются. По поводу бега тоже пока ничего не планировал, кроме участия в Уфимском международном марафоне. Надеюсь, за месяц успею подготовиться.
Вам дали статус межконтинентального пловца. Что он дает?
Ничего. Сертификат в рамочке красиво висит. А если серьезно, то это отличная мотивация для моих детей, которые видят успехи отца и хотят на меня равняться.
Текст: Татьяна Холостых
Фото: личный архив героя
Комментарии (0)