18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Герой под объективом: как режиссер из Уфы вошла в топ-100 фотографов мира

Гульназ Галимуллина родилась и выросла в Уфе. С юных лет ее страстью были фильмы. Десять лет назад она стала лауреатом ТЭФИ и New York Film Festival, а недавно получила две престижные награды – вошла в Топ-100 премии 35Awards, стала финалистом и поучаствовала во всероссийской итоговой выставке «Молодые фотографы России».

У вас множество наград и номинаций. Всех не перечислить. Очень хочется узнать, а с чего начинали?

Еще в старших классах меня приглашали на радио и телевидение вести программы и делать документальные фильмы, поэтому ничего удивительного, что я поступила на журналистику в БГУ. Уже на первом курсе я была в штате студии «Тамыр», делала документальные фильмы и радиопрограммы. Наши работы на конкурсы отправлял директор, и много раз мои фильмы брали призовые места, я даже привыкла, что это нормально. Я очень благодарна студии за возможность делать фильмы в том формате и с теми героями, как хотелось мне. Мои первые документальные фильмы были и о простых людях, и о звездах, таких как Ирек Зарипов, Ляйсан Утяшева, Альфия Алимгужина. Это были работы, через которые я показывала ценность жизни, что надо бороться, идти вперед и не отпускать руки. Снимала фильм о катастрофе над Боденским озером. Это был один из самых морально-тяжелых фильмов, но даже его хотелось завершить на позитиве. И родители детей, которые погибли в авиакатастрофе, были мне благодарны.


Фильм перевели на немецкий и показали в Германии, именно он стал номинантом New York Film Festival

А как вы попали в Москву?

У меня был авторский цикл фильмов «Профили», который выходил в течение полутора лет и успел завоевать множество наград на всероссийских и международных конкурсах. На одном из них познакомилась с продюсером Оксаной Барковской. Помню ее слова: «Сейчас ты самый счастливый человек. Работая на региональном телевидении, ты создаешь то, что хочешь. А в Москве приходится работать по формату». Только перебравшись в Москву поняла, что Оксана Вадимовна права. В Москве – я фрилансер, работаю по заказу телевидения, крупных корпораций. У каждого канала есть свой формат, поэтому приходится работать по правилам. Но авторские фильмы продолжаю снимать: они выходили на «Первом канале», на «Матч ТВ», но большую независимость я чувствую, когда фотографирую.

Что для вас сейчас фотография?

Началось все с поездки в Париж – я впервые оказалась за границей, в таком красивом городе без задачи что-то снять по работе. И поняла, что мне совсем не интересно ходить и смотреть просто так. Там же во Франции купила первую камеру и начала снимать. Потом пошла учиться в школе у Родченко. Иногда меня просили что-то фотографировать, я брала заказы, но никогда серьезно к этому не относилась. Сейчас могу назвать себя фотографом, но для меня это больше хобби, чем работа. Радует, что мои фотографии получают признание.

Расскажите о календаре башкирских пословиц. Как и с чего он начинался?

Я выросла с бабушкой и с детства слышала башкирские пословицы, они мне всегда нравились за глубокий иносказательный смысл. И башкирской культурой я продолжаю интересоваться, ведь это часть меня. Несколько лет назад начала фотографировать девушек-реконструкторов башкирских костюмов. Все это оформилось в фотопроект «Монисто». Некоторые кадры опубликовала в социальных сетях. Почти сразу мне предложили провести выставку в маленькой московской библиотеке, далеко от центра. После выставки я еще пополнила серию и удалось догооворитсья с Домом Национальностей в Москве. Эта площадка почти всегда занята, и когда мне предоставили там место, я поняла, что наверное, эти фотографии имеют какую-то ценность. Проект «Монисто», потом выставлялся во многих других галереях и путешествовал по России. Один из снимков, например, целый месяц красовался на главной туристической улице Москвы – Старом Арбате. Выставка прошла и в Курфальтском музее в Германии.

«Монисто» был документально-постановочным проектом. А новый фотопроект мы постарались приблизить к современному искусству. Вместе с художником Гульназ Исянгуловой вместе рисовали, собирали и создали серию фотографий по башкирским пословицам. Модель Ильмира Муталова, которая сама занимается реконструкцией, быстро вошла в образ и точно передала задуманное. Эту серию мы выпустили в виде календаря. Мы хотели, чтобы искусство вошло в дома, было ближе к людям. Это был наш своеобразный вклад во Всемирную фольклориаду, которую в этом году планировали провести в Башкортостане. Мы подобрали пословицы на башкирском, русском и английском, которые ссылаются к одному художественному образу, поэтому они, в нашем понимании, должны быть понятны всем.

В этом году пандемия поменяла многие планы, но пока все сидели дома, вы пошли с камерой в «красную зону». Почему?

Меня осаждал панический страх, документалист во мне успокоиться не мог. В мае я решила пойти в больницу и поснимать. Мне очень повезло: для истории больнице нужны были кадры, снятые во время пандемии. И тут случайно объявилась я, сказала, что хочу создать небольшую серию и мне разрешили. Знаете, мне стало намного спокойнее после посещения «красной зоны», хотя это было страшно. Я увидела, как интубируют человека, как реанимируют женщину, было много крови, и я это все снимала. Появилась надежда, так как я увидела наших врачей, «героев нашего времени» и мне хотелось поделиться этим. На конкурсе постов в фейсбуке выиграла поездку в Китай: может, удастся там побывать в следующем году. Точно также получилось и с 35Awards, я оказалась в топ-100 фотографов мира, а всего в конкурсе участвовало 7828 человек из 120 стран. Я рада, что наших доблестных врачей смогут увидеть люди по всему миру.

А «Молодые фотографы России»?

Еще в 2015 году я снимала документальный фильм о Махмуде Рафикове, секретном кинооператоре СССР, который запечатлел первый полет Юрия Гагарина, первые ядерные испытания и первую советскую атомную подлодку. Спустя пару лет, когда у меня появилась уверенность в себе как в фотографе, я вновь отправилась к Махмуду Рафикову сделать его портрет с легендарной камерой «Конвас», которую он бережно хранил многие годы. Серия этих снимков стала продолжением фильма, памятью о секретном кинооператоре и выдающемся человека, а недавно ее включили в выставку «Молодые фотографы России».

Махмуд Мухаметзянович Рафиков был секретным кинооператором. Подписал соглашение о неразглашении на 40 лет. Только в 2000-х рассекретили самого

Махмуд Мухаметзянович Рафиков был секретным кинооператором. Подписал соглашение о неразглашении на 40 лет. Только в 2000-х рассекретили самого Рафикова, но не его работы. Махмуд снимал документальные фильмы о событиях мирового значения, но его имя не писали в титрах. В каталоге значился под кодовым номером

В международном еврейском журнале «Алеф» вышла статья о вашем фильме «Никогда больше». Расскажите побольше об этой премьере. Где можно увидеть этот документальный фильм?

«Никогда больше» – это кино о партизане Николае Киселеве и последствиях его подвига, которое мы с командой снимали в течение двух лет, хоть и с перерывами. Киселев – выходец из башкортостана, ему удалось вывести 218 евреев за линию фронта, пройдя 1500 километров по оккупированной немцами территории. Одному из спасенных, Леону Рубину, на тот момент было семь лет. Сейчас он живет в Израиле, но приезжал в Оренбургскую область поставить памятник на могилу своей матери. С этого и начались съемки фильма, которые также проходили в Уфе, Москве, Израиле и даже в США, где живут многие из тех, кого спас Киселев. Мы реконструировали события, произошедшие в октябре 1942 года, для которых нам пришлось строить декорации, искать актеров, реконструировать поход евреев. Было невероятно, но все получилось. Виртуальная премьера фильма прошла в Израиле, потом вышла статья в журнале «Алеф», который публикуют в Нью-Йорке.


Сейчас мы ждем, когда можно будет устроить показ в Москве и Уфе

Как думаете, чем отличаются ваши фото- и видеоработы, почему они получают признание?

Я никогда не хотела делать документальные видео в стиле «что вижу, то пою». Мне важны художественные детали, глубокий подтекст и философский смысл в каждом кадре. Не люблю, когда видео натянутое, надуманное, для меня показатель хорошей работы – тонкая реализация. А еще съемки – это командная работа. Нельзя быть осветителем и оператором одновременно. Да, я могу снимать и монтировать, но в первую очередь я режиссер, у которого сильная команда.

Текст: Татьяна Холостых

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: