18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

«Моим языком и для меня»: что уфимцы думают о сериале «Зулейха открывает глаза»

В центре романа Гузель Яхиной – судьба Зулейхи, которая попадает в жернова раскулачивания, теряет мужа и отправляется в ссылку. Произведение получило литературные премии «Ясная Поляна» и «Книга года», а сериал установил несколько рекордов в телеэфире, но мнения зрителей о нем разделились. Мы решили узнать у уфимцев, чем им нравится история Зулейхи.

Руслан Юсупов,
госслужащий

В романе есть что-то родное, укутывающее в мир, непознанный из-за цензуры, затыкавшей писателей вплоть до 1990-х, и именно «Зулейха открывает глаза» – первая книга, не ограниченная в повествовании ничем. Впрочем, удивительная Гузель Яхина обращается с тонкой материей истории очень деликатно: по прочтении не остается мысли о том, что вот этого быть не могло, а вот тут было хуже, жестче, злее! Не увлекаясь кровью, Гузель Шамилевна аккуратно проводит тебя по жизни девочки-девушки-женщины, которая учится выбирать там, где выбора-то и не остается. До последнего. Эта книга – о той возможной жизни, о которой до этого писали только под неусыпным читательским взором «читотделов». Получалось, конечно, и тогда создавать удивительные произведения. Я помню, как запоем читал произведенияи и Зайнаб Биишевой, и Хадии Давлетшиной, и многих других, но «Зулейха...» – это то, что я читал и понимал. Это – моим языком и для меня. Да, может быть, на самом деле некоторые моменты были страшнее, чем в романе. Но важнее, что автор передал самую суть. Роман к прочтению рекомендую тем, кто знает о своих раскулаченных трудолюбивых прадедах и прапрадедах. Скандал был вокруг книги и был ожидаем вокруг сериала. Для меня лично это означает то, что «Зулейха...» – гениальная вещь. Вещь, способная пробудить в людях чувства восхищения и отторжения. Чувства. Это главное.


Гузель Яхина о своем резонансном романе «Зулейха открывает глаза»

Талгат Сафич Таджуддин,
председатель Центрального духовного управления мусульман, Верховный муфтий России

Я не обиделся. Сериал я не видел, но посмотреть планирую. Посмотрев на фамилии, вокруг которых разгорелся спор, не думаю, что в нем есть какое-то разжигание межнациональной и межрелигиозной розни (в сериале есть сцена переклички ссыльных, в которой звучат имена знаменитых религиозных деятелей России – прим. ред.). Я знал десятки имамов, священнослужителей, которые в эти годы были в лагерях. Когда я еще был студентом Бухарского медресе, в казанской мечети семь-восемь рядов занимали священнослужители, которые прошли эти лагеря. В 1936 году весь состав президиума Центрального духовного управления был расстрелян, как и большинство из более 60 тысяч репрессированных мусульманских религиозных деятелей по всей стране. Это важно помнить.

Рушана Ибраева,
заместитель главного редактора, руководитель информационной службы ИА «Башинформ», доцент БашГУ

Сериал «Зулейха открывает глаза», как и саму книгу, я восприняла как личную историю. Трудная жизнь предков, незавидное положение женщин – все это откликается на каком-то генетическом уровне. Я давно занимаюсь изучением истории рода и знаю, что показанное в фильме – это не фантазии. «Зулейха открывает глаза» – замечательное произведение, в сериале играют чудесные актеры. Вот только гримерам и костюмерам я бы не поставила высокую оценку – внешность героев явно приукрашена. Мне кажется, что содержание фильма, автора и актеров критикуют из зависти. В провинции есть такой комплекс: тех, кто вышел на федеральный уровень, нужно рассмотреть под микроскопом, найти недостатки и затравить. А самое страшное – что так много тех, кто не знает, вернее, не хочет знать о репрессиях либо оправдывает карательные меры и, кажется, готов их повторить. Такие картины нужны, чтобы молодежь не обольщалась романтизмом гражданской войны и революционных времен.


Чулпан Хаматова о татарском детстве

Зухра Буракаева,
писатель, кинодраматург

Я очень ждала выхода сериала, и у меня не возникало сомнений, что Зулейху должна сыграть именно Чулпан Хаматова: она потрясающая актриса. Экранизация дополнила мир, который создавался в моем воображении при прочтении романа Гузель Яхиной: герои ожили, второстепенные персонажи обрели свои лица и характеры. Анимация, массовые сцены, воспоминания героев и закадровый текст придали невероятный объем основной линии повествования. Задумка творческой команды сделать притчу получилась: многие задумались о своих предках, о своих корнях. Но есть капля дегтя: из-за оплошности режиссера в сериале во время сцены переклички и в списках перечисляются имена и фамилии как ныне живущих, так и ушедших из жизни известных мусульманских религиозных деятелей. Это необходимо срочно исправить, благо пересъемка одной сцены и переозвучка другой не требует сумасшедших финансовых затрат. А обсуждения того, как должна вести себя татарка (или башкирка, бурятка или кыргызка) – на грани абсурда. В фольклоре и летописи каждого народа столько историй о разных женщинах! А обвинения сериала во всех грехах отдельными людьми – так посмотрите, кто их обвиняет: это же журналисты и общественные, культурные и политические деятели, от которых мало доброго услышишь. Именно они, а не этот сериал, заставляющий думать и плакать, подрывают наше общество.

Валериан Гагин,
руководитель проекта «Парк искусств», основатель Центра современного искусства «Облака»

Если писать, как плохо «у них», то получите «Одноэтажную Америку» от Ильфа и Петрова, всенародную любовь и, бонусом, возможность шутить над своей страной. При условии, что вы – Ильф и Петров. Если же писатель говорит серьезно о страшных преступлениях своей страны, то своя страна его не принимает. Так было всегда и везде, с разной степенью неприятия: при царях таких авторов отправляли в ссылку, в тоталитарном Советском Союзе их уничтожали. Потому что сор из избы нельзя выносить... Признать ошибку и принять ответственность очень сложно, и этого нельзя сразу требовать от забитого общества. Но как быть с болью тех, кто пережил гонения? Сделать вид, что не было страданий ни Зулейхи, ни Муртазы, не было лагерей и вертухаев? Не было преступников, наделенных властью? Да, наше гражданское общество в целом еще слишком юное для «каминг аута» – публичного, всеобщего признания преступлений не абстрактного коммунистического режима. Однако нельзя построить честное общество, не признав преступления и не определив степень участия в них наших предков. У России, как и у любой другой страны, есть героическая история, преступления режима и людские трагедии. Яхина понимает это. Для нее история страны – это история людей, в чем она безусловно права! Ее писательский талант достоин признания. Кстати, чем больше ее критикуют на Родине, тем скорее признают во всем мире. И пусть: менее талантливой Гузель от этого не станет


Чтение: фрагмент нового романа «Дети мои» Гузели Яхиной

Андрей Юртаев,
тележурналист, комментатор КХЛ ТВ

Роман про Зулейху я читал, но сериал пока не смотрел. Сюжет книги, может, и вызывает некоторые вопросы (где-то с середины), зато начинается все в довольно оригинальных или даже экзотичных для большей части нашей страны обстоятельствах. «Зулейха» оказалась настолько популярной в Татарстане и у нас, потому что многие прекрасно знакомы с патриархальными зарисовками первых глав. Широкому кругу читателей за пределами республик это тоже интересно, поскольку про раскулачивание на примере маленькой татарской деревни до этого не писали. К тому же история превращения маленькой забитой девочки в сильную женщину актуальна как никогда. Добавленные в повествование элементы мелодрамы сделали книгу настоящим бестселлером. Надеюсь, после всех скандалов, связанных с сериалом, она станет еще популярнее.

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: