18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Художник из Уфы Артем Брюхов: «Воссоздаю уклад жизни вымышленного народа. Я псевдо-археолог»

Он основал в Санкт-Петербурге комьюнити молодых художников SWO, а в январе вернулся в Бирск с собственной выставкой. Артем рассказал редакции, с чего все началось и над какими проектами работает сейчас.

Артем Брюхов

Артем Брюхов

Расскажите про свое детство в Бирске. Повлияло ли оно на ваше творчество?

Часто художники из неполных семей бегут от проблем в свой вымышленный мир еще будучи детьми. Я же был счастливым ребенком, который постоянно верил, что там, за горами, возможности — этому меня научила семья. Для моих родных творчество — увлечение, а я занялся этим профессионально. Детство в Бирске напрямую не повлияло на мои произведения, но это мой фундамент.

Чем вы занимались в Уфе?

Я учился в БашГУ, был активным студентом, играл в КВН. На третьем курсе решил заработать на новые кроссовки и начал вести мероприятия. Эта деятельность приносила хорошие деньги и давалась мне легко. Ивент-индустрия толкнула меня путешествовать, а впечатления от новых мест вдохновили на творчество: я основал первый бренд одежды «Руки-Ножницы». В Уфе мне перестало хватать живой энергии, которая помогала бы идти вперед. В 2014 году хотел жить на Бали, нашел там производство одежды, но курс доллара вырос и я переехал в Санкт-Петербург, хотя меня он не привлекал. Я не разделял всеобщего восторга от этого города, но в Москве себя тоже не видел. Это был долгий путь принятия, но теперь у меня с Санкт-Петербургом большая и, надеюсь, взаимная любовь.

Работа из керамики Malchik с использованием силикона, песка, болтов, коллажа

Работа из керамики Malchik с использованием силикона, песка, болтов, коллажа

Объект Embarrassment

Объект Embarrassment

Скульптура Pierced sexy aboriginian

Скульптура Pierced sexy aboriginian

Как вы начали заниматься художественными практиками?

У меня оказалось недостаточно опыта, чтобы развивать бренд одежды в новом городе. Тогда увлекся фотографией, на первые заработанные деньги купил скейт и фотоаппарат — так я попал в творческую тусовку, потому что среди скейтеров были и архитекторы, и музыканты, и просто близкие по духу. Позже со своей девушкой основал бренд одежды Error-404. Это было потрясающе: нас продавали не только в России, но и в Германии, Сингапуре, Канаде, Австралии, в государстве Макао, о котором я до этого даже не слышал. Заказ сделал один самых классных магазинов стритвира в Токио.

С девушкой расстались. Это была личная травма, самая тяжелая депрессия в моей жизни. Мне хотелось выбраться из апатии, но ничего не помогало. Когда я уже совсем себя истощил, попробовал художественные практики, начал с керамики — это вытащило меня из ямы. Все предполагало, что я к этому приду, но по-настоящему решился лишь тогда, когда у меня не осталось другого выбора.

Основная тема моего творчества — травма

Расскажите про выставки, которые вы организовывали.

Когда я увлекся художественными практиками, мою жизнь резко наполнили новые люди, амбиции которых совпадали с моими. Со временем у нас возникла идея создать комьюнити, о проекте мы говорили несерьезно, но я решил рискнуть. До этого в Санкт-Петербурге подобные объединения были только в конце 1980-х годов. Начал с банального: искал интересующих меня художников, писал им в соцсетях и предлагал увидеться. На это точно был запрос, потому что все со мной встречались и обсуждали. Мы договаривались, что я сфотографирую несколько их работ и выставлю на онлайн-площадку, а там посмотрим, что из этого выйдет. Так мы создали сообщество художников SWO. В комьюнити собрались творцы из андеграунда, многие без классического образования, но все они классно чувствуют жизнь. SWO означает «наблюдатель за водорослями»: мы группа инфантилов, которые решили воплотить свои мечты в реальность, и это у нас точно получилось.

Выставка SWO и ploshadka в общественном пространстве «Линии»

Выставка SWO и ploshadka в общественном пространстве «Линии»

Выставка SWO и коммьюнити Kruzhok «Лох-Fi» во «Флаконе»

 Выставка SWO и коммьюнити Kruzhok «Лох-Fi» во «Флаконе» 

Выставка SWO и СТ «Риф-111» в пещерном городе

Выставка SWO и СТ «Риф-111» в пещерном городе

Я не хотел делать выставки, но стало понятно, что только выйдя в офлайн-пространство, SWO состоится как комьюнити. «Площадка» — наша первая выставка, она имела большой успех, пришло очень много людей. Идея была в том, чтобы показать мир как игровую площадку. Процесс создания выставки — уникальный опыт, многие художники сделали работы на голову выше, чем обычно. Решили повторить успех и в Москве: связались с комьюнити «Кружок», сделали огромную трехэтажную выставку на заводе «Флакон». Для этого мы придумали целый термин — «лошизм»: анализировали художников как людей неприспособленных к реалиям жизни. Между этими выставками сделали классный проект с клубом «Изич» — тусовку на фоне произведений искусств. По драйву и эстетике вечеринка превзошла все ожидания. Летом я с новой веткой SWO — СТ «Риф-111» сделал выставку в пещерном городе. Мы девять дней жили у подножья горы и пять дней в самой пещере, где мы выставили наши работы. Нам было важно погружение в первобытно-общинный характер коммуникации.

Персональная выставка Артема Брюхова в галерее «Мама»

Персональная выставка Артема Брюхова в галерее «Мама»

Работа Cradle for stone

Работа Cradle for stone

В каких проектах вы участвовали?

Коллаборации — это наш способ работы и взаимодействия, объединения и синергии идей. Поэтому проектов было много и я в них участвую постоянно. Из последних значимым для меня стал совместный проект с благотворительным фондом «Антон тут рядом». Коммьюнити «Кружок» предложили дружественным им художникам выбрать организацию и создать общий продукт. Они со мной связались, и я сразу вспомнил про этот фонд, который помогает людям с нарушениями умственного и физического развития. У меня тесная связь с особенными ребятами, мне нравится, как они видят мир, взаимодействие с ними всегда искреннее и чистое. Я работал с Денисом Сироткиным, и мы вместе сделали рубашку, маску для сна и блокнот — все предметы объединены темой сна. Денис написал письмо о том, как он любит текст: фразы повторялись и постепенно становились все более абстрактными, появлялись латинские буквы. Нанесли этот текст на предметы, добавили символы: щупальца, первичные организмы, растения. И у нас появилась такая легенда: чтобы увидеть интересный сон, нужно весь день ходить в этой рубашке и лечь спать в маске. Утром нужно записать сюжет сна в блокнот.

Где можно увидеть ваши работы?

Мои работы выставлены в московских галереях Art & Brut и Art Sample. Там же их можно приобрести. Объекты всегда можно увидеть на выставках комьюнити SWO и СТ «Риф-111». Недавно в Бирске открылось креативное пространство «Чирковъ»: моя персональная выставка CRUSH была экспонирована там до 29 января. Это очень важный и большой проект: здание трехэтажного строительного магазина за пару лет превратили в творческий кластер, где при моем содействии построили галерею. В этом проекте также принимали участие наши друзья — Посольство музея современного искусства ZAMAN.

Выставка CRUSH в Бирске в креативном пространстве «Чирковъ»

Выставка CRUSH в Бирске в креативном пространстве «Чирковъ»

Работа «Глаз умирающего дракона»

Работа «Глаз умирающего дракона» 

Общение с глиной — это как глубокий диалог со сложным, но интересным человеком

Расскажите про свои объекты: как вы их создаете и какие смыслы вкладываете?

Раньше все было на фристайле. Сейчас я планирую, в процессе работа иногда трансформируется, но не уходит от первоначального замысла. Бывает, нахожу объект и чувствую, что именно через него можно донести свой месседж, но результат всегда хотя бы по настроению похож на задумку. Основная тема моего творчества — травма. Меня формирует жизненный опыт, а он всегда связан с падениями. В самом начале мною двигала ностальгия. В моих работах всегда присутствует что-то сакральное, как будто это ключ, с помощью которого можно осуществить ритуал.

Для меня общение с глиной — это как глубокий диалог со сложным, но интересным человеком. Керамика — любовь всей моей жизни. Еще обожаю экспериментировать с сочетаниями материалов и находить точки соприкосновения: холодный металл с теплой глиной, кожа с силиконом, дерево с пластиком. Если слышать и нормально общаться, их можно уговорить подружиться друг с другом.

Мои работы — это найденные артефакты древней высокоразвитой цивилизации. Я художник-исследователь: не создаю объекты, а нахожу их и воссоздаю уклад жизни вымышленного народа. Я псевдо-археолог.

Фото: Артем Брюхов

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: