18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Валерий «Валериус» Иванов: «Все мое искусство вышло из узоров маминого и бабушкиного халата».

Художник, перформер, иллюстратор работает в жанре этно-инфанс, оформил пластинки «Оттепель», «Актриса Весна» и клип «Дождь» для группы «ДДТ», а сейчас создает иллюстрации к сборнику сказок народа водь в рамках проекта «Народ земли».

Как бы вы описали, что такое этно-инфанс?

Это определение дала искусствовед, научный сотрудник Государственного Эрмитажа, член международной ассоциации искусствоведов Роксана Реброва. В этом термине «этно» – этнический, «инфанс» – чистый, незамутненный. Не только Роксана Викторовна, но и другие искусствоведы отслеживают в моих работах связь с малой родиной. Все эти нарисованные в автоматическом потоке узоры – отражение арабской вязи из бабушкиных книг и молитв. Говорят, «все мы вышли из гоголевской “Шинели”», а все мое искусство вышло из узоров маминого и бабушкиного халата.

Хочется узнать о вашей семье.

Я родился в Сибае в обычной семье: мама, папа и трое детей. Отец Николай Иванович Иванов – человек интересной судьбы. Он родом из маленькой деревни, когда-то поступил в Казанский университет на юридический факультет. Жизнь сложилась так, что папа стал сварщиком, поехал строить новые города и оказался в Сибае. 

Моя мама Раиса Иванова – неординарный человек и прекрасный организатор, работала инженером в «Башкирэнерго». В двадцать пять возводила в чистом поле с нуля поселок Аркаим: строила улицы, проводила электричество, решала вопросы людей. 

У меня замечательные родители. Они поддерживали меня во всех начинаниях и поисках. Мне кажется, очень ценно, когда отец с матерью безоценочно любят и одобряют тебя. 

В какой момент жизни вы увлеклись творчеством?

Оно всегда было со мной. Я ощущал себя художником с самого раннего возраста. В моем фильме «Путь невидимых чудес» много об этом сказано. Уже в шесть лет я понимал, что меня ждет многогранная, насыщенная событиями, путешествиями, проектами жизнь.

У меня не всегда есть деньги и краски, но в сотворчестве люди отдают мне свою любовь, в этом много счастья 

Помните, как впервые приехали в Петербург?

Мой брат поселился в Подмосковье, логичнее было бы мне примкнуть к нему и пытаться покорять Москву. Но сердце всегда было с Санкт-Петербургом. Я приехал сюда впервые в 1982 году. Сразу понял – это мой город. Мне понятны его нити улиц, архитектура, внутренняя логика. Я влюбился в него заочно, и, когда приехал, ощущения подтвердились.

Здесь меня сразу затянуло в творческий водоворот, ведь я поступил в Высшее художественное училище им. В. И. Мухиной. Студенческая среда, много друзей, а потом резиденство в легендарном арт-центре «Пушкинская, 10». Будучи студентом, оказался среди художников, музыкантов, поэтов. А моя первая выставка случилась в 1990 году в Гамбурге.

В «Пушкинской, 10» я познакомился с легендарным художником Владимиром Жигулиным. За годы дружбы у нас случалось много душевных разговоров и посиделок. Там же состоялась легендарная для меня встреча с Юрием Шевчуком. Меня покорили его сила личности, доброта и честность.

Вы всегда в поиске новых техник. Не проще ли выбрать одно направление и созидать в нем?

А как можно не искать и не развиваться, не придумывать новые фактуры и сочетания, не использовать разные материалы, не экспериментировать с ними?! Я расту – это здорово!

Как вы стали участником проекта «Народ земли», который посвящен сохранению культурного наследия народа водь?

Мой друг Алексей предложил проиллюстрировать сказки народов водь, однако я не классический иллюстратор. Для начала мне необходимо создать холсты, точнее даже так: я должен принять проект в себе, проработать, прожить его, а потом уже писать картины. После чего можно говорить о сжимании до форматов А3 или А4.

Я поехал в деревню Лужицы в Кингисеппском районе к вожанам. Их мало – всего сорок три человека. У них долго не было письменности, поэтому народ передавал сказки из уст в уста. При этом люди бережно и трепетно сохраняют историю предков. Например, сейчас борются за сохранение языка, традиций и пятисотлетнего леса.

У нас много впереди выставок, книг. Это красивая замечательная история, которая в процессе реализации обрастает новыми деталями, картинами, перформансами.

Сибайский башкир северных пальмир – так я обычно представляюсь на мероприятиях 

Вы активно занимаетесь благотворительностью. Почему вам это важно?

Есть такое выражение: помогая другим – спасешься. Я всегда работал с детьми – и в последние восемь лет начал создавать на холсте раскраски, отдавать их в хосписы, детские дома и больницы, а также рисовать вместе с подопечными. Для меня это важная составляющая жизни, путь наставничества и помощи ближним.

Я знаю богатых людей, которые абсолютно несчастны. У них есть вертолеты, дома, машины, но они заперты в клетке собственных амбиций. А у меня не всегда есть деньги и краски, но в сотворчестве люди отдают мне свою любовь в ответ. В этом много счастья.

А вам важно не терять связь с малой родиной?

К сожалению, я бываю в Башкирии не так часто, как хотелось бы. В недавней поездке к родителям я посетил Уфу, встретился с любимым театром Alter ego, а в музее имени Нестерова предложил делать совместные инклюзивные проекты.

В молодости хочется покорять города и страны, впитывать в себя мир, а с возрастом понимаешь важность связи с родиной, родителями, землей. Хорошо сказано: «Твой рай в руках или у ног твоей мамы». Мою маму зовут Раиса, она мама моего рая. Нужно приезжать чаще, ходить по родным улицам, подниматься в горы, дышать ветром и небом. Это огромная яркая, наполненная, витиеватая, сказочная часть моего внутреннего мира. Башкортостан – моя родина, а Петербург – любимый город, комфортный для творчества. Сибайский башкир северных пальмир – так я обычно представляюсь на мероприятиях. (Смеется.)

Валерий Иванов родился в Сибае. Работы художника находятся в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, в коллекциях Санта Клауса (Финляндия), группы «А­НА» (Норвегия), баронессы де Ротшильд и многих частных коллекциях Европы и России. В 2005 году в Нидерландах была выпущена почтовая марка, посвященная творчеству Валерия Иванова. Кроме того, он создал авторскую технику «Царапки», которая позволяет любоваться картинами людям, утратившим зрение или слабовидящим.

Текст: Эвелина Нигматуллина

Фото: Никита Тенников

Материал из номера:
Август 2022

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: