18+
  • Экология
  • Экология
Экология

Основатели проекта «Мусор, гудбай!» – о том, почему ваша жизнь изменится, когда вы начнете сортировать мусор

Общественный проект создали Тимур Ситдиков и Гульназ Гафиева. Он сотрудник автофирмы, а она – smm-специалист и автор статей на нашем сайте. Молодые люди рассказывают уфимцам, как сделать мир чище. О плюсах и минусах экологической инициативы Тимур рассказал «Уфа.Собака.ru».

Как появилась идея создать проект?

В какой-то момент мы с Гульназ задались вопросом: почему не сортируем мусор дома? Начали изучать, как это правильно делать, стали призывать родственников, друзей более ответственно подходить к вопросу раздельного сбора мусора для последующей переработки. Когда сделали страничку в социальных сетях, получилось увлечь уже сотни людей. Подобных проектов в Уфе и в Башкирии еще не было. Примерно года полтора мы не особо развивали это направление. Активная фаза началась только в этом году. Так, с начала нашей деятельности на переработку отправлена 21 тонна бытовых отходов, из них 18 тонн – только за восемь месяцев этого года! Проект растет – и сейчас за две недели получается собрать до трех тонн мусора.

Для чего нужен раздельный сбор?

Распространено мнение, что отходы, выброшенные на помойку, потом все равно сортируют, как надо. На самом деле огромная часть того, что технически сложно отделить от общей массы, отправляется на свалку и гниет годами. Если смотреть статистику, которая есть в открытом доступе, в российских регионах на переработку отправляются 1-2 процента отходов. То есть из 100 килограммов мусора, который попадет на полигон, будет переработано только 1-2 килограмма. Условно говоря: все, что вы выбрасываете в общий контейнер, с большой долей вероятности останется на полигоне навсегда. Хотя можно этот процент довести до 80-90, если изначально все сортировать. Поэтому мы и призываем подходить к проблеме сортировки мусора более ответственно.

Альтернативы две: либо сдавать мусор в такую организацию, как наша, либо выбрасывать в общий бак, после чего все это будет лежать на свалке десятилетиями.

Как идет работа с заявками?

На нашей страничке «ВКонтакте» есть специальные шпаргалки: как правильно сортировать упаковочный пластик, картон и что нельзя сдавать в переработку. Когда у людей дома скапливается определенное количество мусора, они оставляют запрос, мы приезжаем и забираем. Стоимость этой услуги – 200 рублей. Забрав мусор, мы отвозим его на небольшой арендованный склад и там окончательно рассортировываем то, что нам сдали, ведь в шпаргалке указан упрощенный вариант и кое-что необходимо доделать, как этого требуют переработчики. Затем собранное отправляем на переработку. Сколько нужно набрать, зависит от вида вторсырья: некоторые виды отходов не требуют большого объема, других требуется набрать хотя бы килограммов триста или тонны две в прессованном виде. Что-то может храниться долго, что-то нет. Также можно привозить вторсырье на склад самим, но предварительно нужно связаться с нами.

 

Такая деятельность приносит доход?

По большому счету, мы работаем на энтузиазме и развиваем проект своими силами, не привлекая гранты от государства. Стараемся найти баланс между общественной и предпринимательской деятельностью. Но любой социальный проект все равно нуждается в финансовой поддержке. В нашем случае деньги уходят на аренду помещения, также у нас есть работники, которые занимаются досортировкой того, что нам сдают. Мы взяли в кредит небольшой фургончик – и добавились еще одни финансовые обязательства. Кроме того, посредникам между нами и перерабатывающими заводами тоже нужно платить.

Существует еще один миф – что вторсырье стоит дорого. Да, когда отправляешь тысячи тонн, это прибыльно. А когда сдаются небольшие объемы, тебе платят мизер. Например, килограмм картона стоит 6 рублей, килограмм полипропилена или полистирола – 5 рублей. Пакеты из мягкого пластика – от 50 копеек до 20 рублей за килограмм. А теперь посчитаем: в августе мы собрали 4 тонны на 20 тысяч рублей – в среднем килограмм сданного сырья стоит 5 рублей. При этом плата за аренду помещения, зарплата персоналу, затраты на хозяйственные нужды, кредитные выплаты были в сумме больше, чем доход. Вот и выходит, что наша работа носит общественный характер, назвать деятельность предпринимательской пока сложно, ведь о прибыли речи не идет.

Сам проект занимает много времени – примерно 200 часов в месяц, это 25 рабочих дней. Выходит, что еще дополнительно месяц мы посвящаем этой деятельности, учитывая, что у каждого из нас есть основная работа.

Как в Уфе поставлен вопрос переработки мусора?

В нашем городе вообще нет крупных мусороперерабатывающих заводов. Есть региональные операторы, представительства и много посредников. Весь рынок устроен таким образом, что какие-то простые легкие фракции мусора всегда принимали в переработку. Допустим, какой-то завод производит пенопропиленовые трубы, остаются обрезки, они их сдают. Или упаковочный картон, которого много скапливается в гипермаркетах, тоже легко сдать. А напрямую с населением никто не работает, это попросту невыгодно, поэтому бизнес сюда не идет.

Есть небольшие организации, в том числе в Уфе, которые занимаются переработкой пластика, делают это экологично, но они особо не афишируют свою деятельность, опасаясь проверок.

В целом, система построена так: есть мелкие и крупные посредники, которые выкупают мусор, есть заводы по переработке. Чтобы напрямую сотрудничать с заводом, нужно собирать довольно большой объем – хотя бы 50 тонн мусора. Мы пока не работаем с такими масштабами. На данный момент сотрудничаем с посредниками, которые имеют выход на заводы у нас Башкирии или в близлежащих регионах. С нами теперь работают охотнее, потому что видят ответственный подход, знают, что мы тщательно сортируем мусор и объемы вторсырья у нас растут.

То, что мусор в России не перерабатывается, – заблуждение. На самом деле таких заводов несколько тысяч. Но весь ужас ситуации в том, что наши предприятия покупают вторсырье за границей. Получается, что мы по разным причинам не можем обеспечить свои заводы, хотя они были бы рады получать сырье от населения. Это официальные данные от РБК, и меня эти факты буквально повергли в шок.

Что нужно менять в сфере сбора отходов и переработки мусора?

Однозначного ответа дать не получится. Много что можно поменять. Здесь нужно смотреть на опыт других стран, обсуждать вопрос с экспертами. Наверное, стоит начать с банальных вещей: людям должно быть проще сортировать мусор. Было бы отлично, если, например, пластик принимали в супермаркетах, как это делают в Европе, где можно получить какой-то бонус, скидку, купон на покупку, сдав тару. Думаю, для людей нужно упростить сам процесс сбора мусора. Важно заниматься и пропагандой.

Стартапов в этой области много, в том числе в области логистики. Но пока в нашей стране эта сфера не развита. Без каких-то коренных сдвигов на уровне муниципалитетов, республики, государства мало что поменяется. Приведу в пример соседнюю Оренбургскую область: там мусор обрабатывается таким образом, что 40 процентов ПЭТ, которые потребляет Оренбург, попадают в переработку. В Уфе такого нет.

Вы общаетесь с коллегами из других городов и стран?

Мы в курсе того, как этот вопрос решается в мире, какие стартапы возникают. Могу сказать точно, что в ближайшем будущем появится очень много организаций, занимающихся переработкой вторсырья, и возникнет большая конкуренция.

В других регионах России тоже стараются решить вопрос переработки. Если в поисковике вбить «раздельный сбор мусора в ….» с названием любого города, то можно увидеть, что в любом крупном городе есть подобный проект. Другой вопрос в том, что похожих на наш не так много.

Проводите ли вы лекции о проблеме раздельного сбора мусора среди студентов или школьников?

Пока представители учебных заведений не выходили на нас с таким запросом. Сами мы специально не искали возможности. Если честно, то и времени говорить об этом у нас не так много, мы предпочитаем действовать. Нас приглашают иногда в СМИ. Что касается студенческой аудитории, то возможно, есть смысл с ней работать. А школьники… Здесь больше вопрос к родителям. Если они готовы показать ребенку, что сортировать мусор – это правильно, тогда лекции имеют смысл. Ведь в противном случае инициатива может не найти отклик у членов семьи.

Какую обратную связь вы получаете в соцсетях?

Всегда есть неравнодушные люди, которые реагируют по-разному. В том числе хейтеры, которые пытаются нас в чем-то уличить. Кто-то сомневается в том, что мы действительно сдаем мусор в переработку, а не выкидываем его. Таких людей мы приглашаем на наш склад принять участие в досортировке, поработать руками, посмотреть, насколько это кропотливый процесс. Вопросы сами отпадут.

Как будет развиваться проект?

Сейчас мы не рассматриваем вопрос получения каких-то грантов. Я считаю, что выстраивать бизнес-проект на выплатах от государства довольно странно, ведь в какой-то момент можно не получить этот самый грант и остаться без финансирования. Возможно, мы найдем инвестора, но пока рассчитываем только на свои силы. На плаву проект держит продажа экотоваров, в том числе своего производства. Прибыль инвестируем в развитие, в ближайших планах – нанять водителя и выстраивать логистику. И еще стараемся больше работать с аудиторией.

Как думаете, люди готовы более осознанно подходить к вопросу переработки мусора?

Я считаю, что это вопрос не сознательности, а знания или незнания. Мы прекрасно понимаем, что эту проблему невозможно решить в одиночку. Поэтому наш проект существует в той реальности, которую можем менять. Не в наших силах заставить всех людей сортировать мусор или сделать так, чтобы государство, город поставили везде раздельные баки. Одно могу сказать точно: когда вы пару раз нам что-то сдадите, уже не сможете по-другому. Что-то в восприятии изменится настолько, что не будет неосмысленного выбрасывания всего подряд в одно ведро. Вы увидите, что в мусор можно отправлять органику, а остальное – на переработку. И выносить бытовые отходы можно не раз в два дня, потому что его скапливается много, а лишь раз в неделю. 

Текст: Ольга Громова

Фото: личный архив героев

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: