ОТКРЫТЬ СПИСОК ВСЕХ НОМИНАНТОВ
кино/тв
Актриса превратила сериал о молодости Екатерины II на канале «Россия» в бенефис своей героини, императрицы Елизаветы Петровны. Возможно, в этом выпускнице ЛГИТМиКа помогло второе, режиссерское образование, полученное в РАТИ. Сейчас Ауг снимается у Валерии Гай Германики в сериале о рэперах «Бонус», а в качестве режиссера делает клипы для рэп-команды «25/17» и собирается ставить спектакли в Тобольске и Петербурге.
У вас эстонская фамилия, и выросли вы в Нарве, но при этом ваша семья была тесно связана с Ленинградом.
Да, мой дедушка по отцовской линии был эстонцем, а бабушка происходила из семьи шведских баронов Клеттенберг. Во время Первой мировой войны бабушка была сестрой милосердия, а дедушка в годы революции стал одним из руководителей Эстляндской трудовой коммуны, после падения которой в 1919 году они переехали в Советскую Россию. Здесь он был партийным работником и энкавэдэшником, что очень не нравится нынешним властям Эстонии. Меня хотят лишить эстонского гражданства, вот уже пять лет я сужусь, доказывая, что дедушка не потерял подданства этой страны, перебравшись в Петроград. Выиграла уже несколько судов и считаю, что все происходит цивилизованно: это та люстрация, которой у нас, к сожалению, не было в начале 1990-х. Когда подняли архивы, в них на моего дедушку не нашли ничего такого, за что мне было бы стыдно, он на самом деле верил, что революция может сделать людей счастливыми. В1937 году его расстреляли, и мой отец, которому тогда было пятнадцать лет, как сын врага народа был сослан в Пермскую область. Позднее им с матерью разрешили объединиться, и они перебрались в Липецк, затем оказались в Минске, где отец познакомился с моей мамой. Уже в 1960-е папу, этнического эстонца, пригласили на работу на завод «Балтиец» в Эстонию. Жизнь в Эстонии тогда отличалась от нашей, как и сейчас. Конечно, бабушка в детстве учила меня делать книксен. И маме там нравилось: всюду невероятная чистота, в двадцати минутах от дома побережье Финского залива, и в кафе пожилые женщины в льняных костюмах и в шляпках с вуалью пьют кофе. Мама и теперь такая — абсолютно европейского вида женщина, которая каждый раз производит фурор, приезжая ко мне в Москву. А папа на всю жизнь остался ленинградцем, петербуржцем, очень переживал, что так и не смог вернуться в этот город. Подробно рассказывал мне о своем детстве.Удивительно, но его школа размещалась в бывшем Тенишевском училище, то есть в том же здании, где находятся учебные классы Театрального института, в который я потом поступила. Он был очень дружен со своими одноклассниками, и мы часто гостили у одной из них, жившей на углу Моховой. Начиная с пяти лет папа водил меня в Эрмитаж и Русский музей, причем очень умно и грамотно: каждый раз мы целенаправленно шли в один-два зала, которые подробно изучали. Он в свое время учился в художественной школе при Академии художеств, куда и хотел пойти, но жизнь заставила стать физиком. А мама в юности мечтала быть актрисой, но никак не подталкивала меня к этому пути.
То есть в ЛГИТМиКе вы оказались случайно?
В Нарве я занималась в театральной студии, но собиралась стать археологом. И тут парень, с которым я дружила в школе, отправился поступать в театральный. Я поехала его поддержать, и мне так понравилась вся эта атмосфера, что через год, окончив школу, я сама пошла туда же. Поступила в мастерскую к Аркадию Иосифовичу Кацману — вместе со мной, кстати, учился Игорь Копылов, еще один номинант вашей премии этого года. Но я много снималась и была отчислена с третьего курса. Поехала учиться в ГИТИС, к Марку Анатольевичу Захарову, но была тогда не готова к московскому ритму жизни. Вернулась в ЛГИТМиК, уже на курс к Андрею Дмитриевичу Андрееву, который был главным режиссером ТЮЗа и после окончания института взял практически всех нас к себе в театр. Я прослужила там десять лет, играла восемь главных ролей: Софью в «Горе от ума», Русалку в пушкинской «Русалке», леди Макбет в «Макбете» и другие.
У вас была вполне успешная карьера. Почему же решили заняться режиссурой?
За все годы работы в ТЮЗе я всего два раза испытала настоящий актерский драйв, когда режиссер умнее тебя, когда его идеи приводят тебя в восторг. Первый раз такое случилось с Сергеем Каргиным, ставившим «Русалку», а второй, когда к нам в театр пришел Геннадий Рафаилович Тростянецкий и делал «Портрет» Гоголя. Он давал актерам возможность придумывать что-то, причем не только для себя, но и для коллег, — для него важно, чтобы все актеры были его соратниками, — и сказал мне: «Ты никогда не думала о режиссуре?». Мы выпустили премьеру спектакля, и буквально через два дня я поехала в Москву поступать по его совету в РАТИ (ГИТИС), к Иосифу Райхельгаузу. Люди в таких случаях осознанно готовятся, читают много литературы по режиссуре и философские книги Мераба Мамардашвили. Я же приехала за два дня до окончания набора и только там поняла, что у меня осталось сорок восемь часов, чтобы написать автобиографию в одном из театральных или киножанров и экспликацию будущего спектакля. Написала. Мой нынешний муж обитал в Москве, я — в Петербурге, мы жили с ним на два города, и нас это вполне устраивало. И лишь мое поступление и то, что у меня уже на первом курсе появилась работа — я была режиссером-стажером в «Школе современной пьесы» у Райхельгауза, где Станислав Сергеевич Говорухин ставил спектакль «Па-де-де», — подтолкнуло меня к окончательному переезду в 2005 году. А потом я еще решила пойти на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, к Ираклию Квирикадзе,— так получила третье высшее образование.
Вы оставили актерскую профессию, а затем вернулись. Почему так вышло?
Да, причем полностью оставила. Вектор моих интересов поменялся, и я решила, что прошлая жизнь закончилась, а теперь начинается совсем другая. Но моя подруга, работавшая кастинг-директором на «Мосфильме», подумала, что я подойду на роль в фильме «Враги», и прислала мне сценарий. Я сходила на пробы, понравилась режиссеру Марии Снежной, однако продюсер Алексей Учитель хотел, чтобы главную роль играла звезда. Я отнеслась к этому спокойно и забыла про это кино, но через два месяца мне перезвонили и пригласили сразу на съемочную площадку. Это был 2007год.
Вы довольны, что снова играете в кино и театре?
Да, разумеется.
Следом вы появились в фильме, сценарий которого в Минкульте сочли порнографическим,— это были «Овсянки», отмеченные затем сразу пятью призами Венецианского фестиваля. Вы не боитесь профессиональных вызовов?
Я отношусь к тем актрисам, у которых даже не возникает вопроса по поводу обнажения в кадре или на сцене. Тело — точно такой же твой актерский инструмент, как глаза, голос, умение петь и танцевать. Актер, который стесняется своего тела, не может быть свободным. Мои родители испытывали невероятное уважение к античности с ее культом телесности, так что это еще и результат воспитания.
Ваша героиня в фильме «Интимные места», ханжа и тайная эротоманка Людмила Петровна, стала как будто ролевой моделью подобных персонажей, выбравшихся на поверхность.
Удивительная история случилась с этим фильмом Наташи Меркуловой и Алексея Чупова. Когда мы только начали репетировать «Интимные места», я со смехом говорила режиссерам про своего персонажа, сотрудницу комитета по нравственности Людмилу Петровну: «Ну нет таких сейчас!». И чтобы подстегнуть себя, вспоминала теток из своего еще школьного прошлого, которые не хотели принимать меня в комсомол. Вытаскивала их оттуда и даже представить себе не могла, что сыграю собирательный образ Мизулиной. Этот проект догнало само время в виде ставших всем известными Яровой и Милонова, и когда фильм летом 2013 года был показан на фестивале «Кинотавр», где получил три приза, а затем три номинации на «Нику», все подумали, что мы сняли социальную сатиру. Недавно похожий случай произошел со спектаклем Кирилла Серебренникова «Мученик», поставленным в «Гоголь-центре» два года назад. Там речь идет о мальчике, который начинает манипулировать окружающими людьми, прикрываясь цитатами из Библии, и заканчивается все ужасно: взрослые люди на глазах теряют нравственные ориентиры. В главной роли Никита Кукушкин, а я играю его учительницу. В «Гоголь-центре» я занята еще водном спектакле, «Идиоты» по фильму Ларса фон Триера, который мы этим летом покажем в основном конкурсе на Авиньонском фестивале.
В кино и в театре вы играли в проектах, которые именуются словом «артхаус». Почему заинтересовались сериалом «Екатерина II» на канале «Россия»?
Этот сериал изначально должен был снимать очень интересный для меня режиссер Александр Морфов, и в течение полугода мы репетировали с ним. Он глубоко копал и уже на одной из наших первых с ним встреч сказал слова, которые точно попали в меня: «Понимаешь, Елизавета Петровна — дочь Петра Великого. И у нее невероятный азарт. Так же как у тех сподвижников, которые привели ее на трон. Они строят колоссальную империю по плану, который Петр только наметил». Я сейчас об этом рассказываю, и у меня мурашки по телу бегут: моя героиня оказалась в ситуации, когда она может создать новое идеальное государство, сделать его великим. А потом в эти мечты начинают вклиниваться те или иные обстоятельства, с которыми ей приходится считаться. Но генеральная линия все равно остается прежней!
Вам удалось сделать Елизавету Петровну главной героиней этого сериала.
На самом деле в сценарии Арифа Алиева эта роль была сразу по-настоящему прописана. Более того, проект сначала назывался «Императрица», он и задумывался о Елизавете Петровне. Решение переименовать сериал было принято руководством канала «Россия» в качестве маркетингового хода— конечно же, у всех нас существует такой код «Екатерина II», на который мы реагируем. Но иногда у меня самой возникало ощущение, что эта женщина вросла в меня.
У меня тоже появлялось такое чувство, когда я на вас смотрел.
Нет, честно. Мне кажется, что я сделала ее очень живым персонажем и благодаря этому сериалу теперь у зрителей появился такой код, как «Елизавета Петровна».
Она у вас не легкомысленная хозяйка гардероба из пятнадцати тысяч платьев, а умная, думающая женщина.
Я начала серьезно изучать ее жизнь и поняла, что она действительно была, выражаясь современным языком, тусовщицей, как писал Алексей Толстой: «Веселая царица// Была Елисавет:// Поет и веселится,// Порядка только нет». Тем не менее оставалась мудрым политиком, фактически победила в Семилетней войне Фридриха Великого, при ней не была приведена в исполнение ни одна смертная казнь: при восшествии на престол пообещала никого не лишать жизни и двадцать лет клятву держала. О какой веселой императрице можно тут говорить?! Но да, она очень любила развлечения и наряды. Замечательную историю мне рассказал знаток той эпохи, художник по костюмам Дмитрий Андреев. Однажды Елизавета Петровна, будучи чрезвычайно набожной, поехала на молебен в отдаленный монастырь сразу после карнавала. На голове у нее была сооружена прическа, закрепленная медом и сверху посыпанная мукой, как это тогда делалось. Однако жуткая непогода задержала ее в этом монастыре на десять дней, и за это время прическа «зацементировалась»: мед с мукой соединились намертво. Императрица разозлилась и, когда вернулась в Петербург, срезала все волосы ножницами. Ее побрили налысо, она была вынуждена носить парик, но тут же издала указ, повелевающий всем придворным дамам также ходить в париках, чтобы ей не было так обидно. Надеюсь, мы сможем использовать эту невероятно кинематографичную сцену в продолжении сериала.
А будет продолжение?
Да, в следующем году планируются съемки приквела — рассказа о дворцовом перевороте в пользу Елизаветы Петровны и о последующих годах до приезда в Россию Фредерики, будущей Екатерины II.
Как вы познакомились с рэперами Андреем Бледным и Антоном Завьяловым и стали режиссером уже одиннадцати клипов их группы «25/17»?
Мне как режиссеру интересен жанр мокьюментари: очень нравится и в театре, и в кино соединение документального и художественного, достоверный способ существования в кадре и на сцене. А мой педагог по сценической речи в РАТИ Марина Перелешина когда-то готовила Антона Завьялова к главной роли в сериале «Бонус», в котором я сейчас снимаюсь.
Это тот проект, который уже года четыре вынашивает канал ТНТ, с Валерией Гай Германикой в качестве режиссера?
Именно. И четыре года назад Антон был идеальной кандидатурой на роль юного героя-рэпера из провинции, который покоряет Москву,— он и был таким музыкантом, приехавшим из Омска. Но за эти годы Завьялов вышел из нужного возраста, и теперь главный персонаж— девушка, которую играет Лана Райдер, мне же досталась роль ее мамы. А тогда Марина Перелешина учила Антона актерскому мастерству и рассказала мне о желании его и Андрея снять клип на их трек «Звезда» и о поисках режиссера для него. Я как раз сидела без работы— такие периоды у меня бывают— и перед встречей с рэперами волновалась. Дочь узнала, с кем я собираюсь знакомиться, и закричала: «Ты что! „25/17“— это же моя любимая группа!» (Смеется.) В итоге мы с ребятами не просто сотрудничаем, но и дружим, у нас даже есть идея снять полнометражный фильм как раз в жанре мокьюментари с их саундтреком.
Похоже, что с каждым новым клипом вы делаете все более брутальное видео.
Так и есть. И теперь уже музыканты сами выходят на меня.Вот скоро я буду снимать клип хеви-метал-группе «Черный обелиск». (Смеется.)
Дочь ведь пошла по вашим стопам?
Полина собиралась быть оператором. Потом засомневалась и отправилась на драматургический семинар к Юрию Клавдиеву, написала пару пьес, еще учась в школе, а затем взяла и поступила на актерский в Школу-студию МХАТ, откуда была благополучно отчислена— похоже, повторяет мой путь,— и сейчас уже очень хорошо учится в ГИТИСе.
Вы редко теперь бываете в Петербурге. Но в ближайшее время ситуация изменится?
Сейчас я являюсь участницей проекта «Режиссерские лаборатории Олега Лоевского» в разных театрах. В совершенно сумасшедшем режиме, за 3–5 дней, нужно сделать с актерами абсолютно внятный эскиз будущего спектакля. А руководство театра, критики и зрители выбирают тот из трех предложенных режиссерских эскизов, который потом войдет в постоянный репертуар. Недавно я была на такой лаборатории в Тобольске и в конце июня поеду туда ставить спектакль. А в мае в театре «За Черной речкой» я делала эскиз по пьесе Матея Вишнека «История медведей панда, рассказанная саксофонистом, любимая девушка которого живет во Франкфурте» с актрисой театра «Балтийский дом» Ольгой Белинской и актером БДТ Василием Реутовым. В результате в новом сезоне в этом театре должна появиться такая моя постановка. Конечно, я очень рада.
Дворец барона Штиглица (великого князя Павла Александровича) Дворец для одного из богатейших людей России, основателя Училища технического рисования барона Александра Людвиговича Штиглица архитектор Кракау построил с царской роскошью. Неудивительно, что после смерти владельца дворец был выкуплен для младшего сына императора Александра II. К свадьбе великого князя Павла Александровича с греческой принцессой частичную переделку здания заказали архитектору двора Месмахеру. Но уже через два года дворец опустел: великий князь овдовел, женился морганатическим браком, жил за границей или в Царском Селе, а в 1919 году был расстрелян в Петропавловской крепости. |
Текст: Виталий Котов
Фото: Полина Твердая
Стиль: Вадим Ксенодохов
Визаж: Юлия Точилова
Прическа: Юлия Седунова (Hudozhnikova Fashion Hair School)
Благодарим за помощь в организации съемки Санкт-Петербургский государственный университет
Комментарии (0)