Мы вспомнили несколько фильмов последних лет, действие которых происходит в безрадостном будущем.
«Господин Никто», 2009, реж. Жако ван Дормель
Самый дорогостоящий бельгийский фильм в истории, изысканная притча о 117-летнем человеке по имени Никто (Джаред Лето), который одновременно — единственный в стерильное реальности, кто умирает естественной смертью, не имея хранилища органов в виде персональной свиньи. Мистер Никто вспоминает долгую жизнь: с разными женами и взаимоисключающими карьерами. Изощренные цветовые решения, прихотливая структура с флэшбеками, снами и ложными ходами: фильм ван Дормеля — многих раздражающее, а других, напротив, высказывание обо всем на свете: от модных физических теорий и технологическом прогрессе в его противоречивости до природы любви и парадоксов памяти.
«Метропия», 2010, реж. Тарик Салех
Классическая параноидальная антиутопия со всем положенным набором деталей (власть корпораций, тотальная слежка, обезличенный маленький человек), упакованная в крайне необычную форму. Шведский телевизионный режиссер Тарик Салех, до того снявший документалки про Че Гевару и тюрьму Гуантанамо выбрал анимацию, снятую на основе тысяч обработанных в фотошопе снимков. В недалеком будущем все время идет серый дождь, финансовые рынки более или менее рухнули, а все европейские подземки объединены в гигантскую систему Метро. Если в двух словах: «Метропия» рисует крайне безрадостную картину нашего завтра, хотя могло быть и хуже сплошного метро, конечно.
«Мишень», 2011, режиссер Александр Зельдович
Не получившая заслуженного внимания картина по сценарию Владимира Сорокина, главного в современной русской литературе провидца. Режиссер Зельдович во второй раз перенес на экран сорокинский текст: первой была изумительная в своей анемичности «Москва» 1999 года. Авторитарная и социал-дарвинистская, но зато экологически ответственная Россия образца 2020 года: в столице аккуратные небоскребы со смарт-апартаментами, страну рассекает важная трасса Париж-Гуанчжоу, таможня и ГИБДД слиты в одно всемогущее ведомство, не знать китайского языка стыдно, а по Первому каналу транслируют патриотические жокейские скачки. Пятеро пребывающих в той или иной степени депрессии героев (министр природных ресурсов, равнодушная к нему красавица-жена, ее брат-телезвезда, ведущая популярных радиокурсов китайского и высокопоставленный таможенник) едут на Алтай к заброшенному советскому астрофизическому комплексу, «Мишени» на местном сленге: космическая энергия, мощно бьющая здесь, работает одновременно как источник вечной молодости и стимулятор безбрежного либидо. Холодный, крайне остроумный, местами невыносимо глянцевый, местами просто невыносимый шедевр, который, конечно, о том, как и чем закончились несколько лет назад путинские нефтегазовые «тучные годы».
«Время», 2011, реж. Эндрю Никкол
Футуристический боевик умного социального фантаста Никкола (сценариста «Шоу Трумэна» и режиссера «Гаттаки» и «Симоны»). В неопределенном будущем установлен жесткий социальный апартеид: богатые, живущие по несколько веков, наслаждаются жизнью в роскошном Нью-Гринвиче, бедняки ютятся в депрессивных гетто. Последние живут плохо, но недолго: как только человеку исполняется двадцать пять, старение тела прекращается, ему для начала дается год жизни жизни даром, а дальше отсчитывающие время часы, в виде вживленного в руку имплантанта, служат универсальным денежным средством. Юноша из гетто (Джастин Тимберлейк) благодаря счастливой случайности получает в подарок сотню с лишним лет, но тут же теряет собственную мать, которая из-за внезапного подорожания проезда на автобусе обнуляется на его глазах. Дальше — только революция. Немного наивный и схематичный, но все же воодушевляющий продукт скрещивания жанрового кино и актуального политического высказывания на тему классового неравенства.
«Сквозь снег», 2013, реж. Пон Джун Хо
Впечатляющая интернациональная громада, постапокалиптическая железнодорожная симфония одного из главных корейских режиссеров, автора «Воспоминаний об убийства» и «Матери». Летом 2014-го года в результате неудачной химической попытки остановить глобальное потепление произошла климатическая катастрофа: планета покрылась бесконечными льдами, а уцелевшие ничтожные проценты человечества вместе с образцами растений, животных, минералов и прочего наматывают круги сквозь снежную пустыню на гигантском поезде, который никогда не останавливается. Разумеется, в Ноевом ковчеге на колесах воцаряется социальное неравенство, кое-кто готовит бунт, лязгает пропагандистскими речами фашистская начальница в исполнении Тильды Свинтно. Картина Пон Джун Хо — причудливый микс всего на свете (от оруэлловских кошмаров до корейского экшн-комикса), который вызывает радостное изумление и провоцирует на множество интерпретаций.
«Посвященный», 2014, реж. Филип Нойс
Совсем недавно вышедший на экраны фильм по роману американской авторки фантастических романов для подростков Лоис Лоури относится к антиутопиям, вдохновленным не тоталитарным ужасами Оруэлла, а горькой иронией Хаксли. В небольшой общине люди не испытывают тратящих нервы чувств вроде любви или боли, не помнят о прошлом человечества, не знают искусств и смены времен года, а род профессиональных занятий выбирают по жребию. Единственный обремененный не нужным для бездумного счастья знанием — угрюмый Хранитель (Джефф Бриджес). Идиллия начинает рушиться в тот момент, когда юный герой поступает к тому в ученики. Несмотря на все вышесказанное — самый массовый и зрительский фильм из подборки, добрый и совершенно не мрачный качественный блокбастер.
Комментарии (1)