• Журнал
  • Аперитив
Аперитив

Fashion Concert

Трепещи, голимый PR! Ты не обязателен. Без тебя можно обойтись. Дикие деньги и силы тратятся всякой попсой, чтобы приставить хотя бы одну палочку к нулю. Тем временем кое-какие добрые люди, занимающиеся академической музыкой, ничего такого не делали – просто ее как следует писали/исполняли. И одной лишь своей честной работой добились признания. Как сказал художественный руководитель проекта «Fashion-концерт» Алексей Гориболь, «конечно, сыграли роль обаятельные имена участников. Но это не одни только наши друзья – у нас нет стольких друзей, чтобы заполнить два Эрмитажных театра». Вот эти самые обаятельные имена героев: композиторы Игорь Вдовин, Алексей Айги, Андрей Самсонов, Владимир Раннев, скрипачи Влад Песин и Юрий Ущаповский, альтист Алексей Богорад, виолончелист Тарас Трепель – и другие. И, само собой, Гориболь.

В КАКОЙ КОНТЕКСТ ПОПАЛ ГОРИБОЛЬ

Значит, так. Если коротко и просто. Есть два искусства. Первое – академическое. То есть проверенная временем «классика». Ее положено уважать, но любить – трудно: частенько от нее так и шибает затхлым нафталинным духом. Второе – contemporary, «современное». На нем можно делать хорошие деньги, вокруг него любят тусоваться, но полюбить его по-настоящему многим тоже нелегко. Потому что его законы для так называемой широкой публики слишком заумны.

Все это особенно наглядно в музыке. С одной стороны – Филармония, в обычном своем существовании – пыльный храм культурной зевоты. Там когда_то в гардеробе работала ветхая старушка, и она здоровалась почти со всеми, у кого принимала пальто: за долгие годы причащения к прекрасному в этих стенах завсегдатаи стали узнавать друг дружку в лицо. И так они совместно старели в знаменитом белоколонном зале, однако новых охотников высиживать вечер, где в первом отделении симфония Брукнера, а во втором – Брамса, на смену им вовсе не объявлялось. И потихоньку – где-то в 90-е годы – стало понятно, что если процесс так пойдет и дальше, все это предприятие в конце концов останется без слушателей – по причине их естественной убыли.

Тогда же, в 90-е, у нас начали работать разные импортные благотворительные просветительские организации (главные среди них – фонды Сороса и Форда), которые реализовали в России принятую на Западе стратегию поддержки современного искусства. Она состоит в том, что этому искусству надо помогать возникнуть. А потом – сохранить, оформить, задокументировать. Потому что кажущееся современникам чрезмерно сложным, непонятным, а то и просто фигней может впоследствии оказаться драгоценным мировым шедевром. Такое в истории уже не раз бывало. В общем, появились чудаки, готовые тратить деньги на инспирацию и пропаганду contemporary.

В Петербурге это прежде всего институт Pro Arte. При нем четыре года назад сколотили eNsamble – молодые ребята, главным об. разом из «Заслуги», Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Филармонии, объединились, чтобы играть свеженаписанные и часто экспериментальные сочинения. Нельзя сказать, что на их концерты сразу бросились все, кому опостылела филармоническая рутина и кто хотел напиться новой музыкальной крови. Постепенно все-таки сложился круг «своих» слушателей (в большинстве – специалистов), но – не слишком широкий.

ЧЕГО ХОТЕЛ ГОРИБОЛЬ

Тем временем параллельно в Петербурге процветает Фестиваль старинной музыки. И вот на него-то народ ломится, и залы битком. Причины тому две. Во-первых, небанальные раритетные программы и очень хорошие, а то и просто гениальные исполнители. Во-вторых, это детище продюсера Марка де Мони, одного из самых светских и стильных персонажей городской богемы, тоже стало светским и стильным. И на концертах фестиваля в Малом зале можно было встретить людей, которые нипочем не пойдут на, допустим, какой-нибудь филармонический абонемент «Популярные симфонии великих композиторов».

Пианист Алексей Гориболь имеет заслуженную репутацию весьма успешного организатора, на его счету множество удачных проектов, изменивших привычные представления о том, каким должен быть филармонический концерт – чопорным, напыщенным, где одни священнодействуют, а другие внимают. У Гориболя чаще всего легко и весело. Интересно. И очень, очень хорошо сыграно.

Как грамотный маркетолог, Гориболь, должно быть, просек, что та самая аудитория Фестиваля старинной музыки вполне может стать аудиторией музыки современной. Если эта музыка из пещеры эзотерических опытов сделает хотя бы шаг навстречу не профессиональным, но наслушанным ушам. Алексей не любит разные скрежещущие и завывающие атональные направления, столь популярные в предыдущем столетии, – и реализовал эту нелюбовь от противного: в цикле «Консонансы XX века». Он взялся показать, что композиторы на этом самом веку помимо созвучий, дерущих барабанную перепонку, сочинили и немало ее ласкающих. И еще сочинят! – подумал Гориболь – теперь уже в XXI веке. Так возникла идея Fashion-концертов. Fashion – конечно, провокация: модным заранее объявлено то, чего никто не слышал, – в этих концертах впервые исполняются вещи, которые худрук при помощи Pro Arte заказывает выбранным им авторам. Но Алексей несколько авантюристически (а без авантюризма, как известно, нет настоящего продюсера) утверждал, что модны не произведения, а сам процесс. Модно ходить на концерты, где исполняется новая музыка.

ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ У ГОРИБОЛЯ

Сработало! Ему таки удалось ввести эту моду. И 24 июня на четвертом Fashion-концерте в Эрмитажном театре народу в самом деле было вдвое больше, чем вмещает этот сказочный кваренгиевский зал. Несмотря на уикенд, хорошую погоду и множество других развлечений в этот вечер. И это были те самые люди, которые ходят слушать всякие барочные ансамбли и контртеноров на Демоническом фестивале. И смотреть на эрмитажную выставку Мэплторпа и северных маньеристов, сочиненную Аркадием Ипполитовым (кстати, сам Ипполитов тоже был).
За fashion в смысле платья из всех участников отвечал разве что Андрей Самсонов – превосходный кларнетист, композитор, саунд-продюсер, он еще и записной модник. Андрей был одет, как всегда, отлично, но многие в амфитеатре ему в этом не уступали.

Остальные композиторы, чьи новейшие опусы составили программу, – Игорь Вдовин, Алексей Айги, Владимир Раннев – особо не наряжались, а оркестранты и австралийский красавец-тенор Эндрю Гудвин и вовсе вышли в черной униформе. Зато играли фантастически, соединяя отменное качество и тугой горячий драйв. Этот One orchestra – между прочим, те же молодые музыканты из «Заслуги», что и в eNsemble, сгруппировавшиеся вокруг скрипача Влада Песина. Отвязные, артистичные, притом умные и чуткие, они представляют собой самую обнадеживающую генерацию среди исполнителей академической музыки.

И вообще концерт продемонстрировал, что многие традиционные оппозиции устарели, больше не работают. Считалось ведь, что возвышенному миру «настоящего искусства» противостоит пенистая пошлая попса. Легкомысленные поклонники которой думают о пустяках вроде моды, тогда как адепты наст. иск. пекутся исключительно о духовном. И, типа, внешнее – враг внутреннего. А вот и нет – оказывается, когда какое-то явление входит в моду, оно вовсе не утрачивает от этого содержательности. Обитающей не обязательно в подвале из моржовой кости. Гориболь нашел третий путь, показав: серьезное дело может быть светским мероприятием, от этого они не взаимоуничтожаются, но дополняют и обогащают друг друга. Наверняка на Fashion-концерт-5 в следующем году будет просто не пробиться.

Материал из номера:
COLOR
Люди:
Алексей Гориболь

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: