Заместитель директора «Южного IT-парка» и совладелец «Креативного пространства» открыли инженерный центр «Фабрика», где можно овладеть навыками ручного труда, арендовать мастерскую и оборудование, чтобы с минимумом затрат начать собственное производство.
Несколько лет назад активно развивались площадки, объединявшие творческих людей. Тогда появилось «Креативное пространство». В этом году начали открываться технологические и промышленные коворкинги. С чем связана эта тенденция?
Алексей: Сегодня мир идет к глобальной автоматизации. Нас поглотили смартфоны, виртуальные игры. У многих людей в телефоне есть полупрофессиональная камера, каждый сам себе фотограф и дизайнер, творческая деятельность постепенно теряет свою ценность. Люди ищут новые способы самовыражения, один из них — создание чего-то осязаемого своими руками.
Александр: Я всегда занимаюсь тем, что мне на текущий момент интересно. В 2009 году это был культурно-просветительский проект «Лекториум». Он начался с того, что нам хотелось общаться с интересными людьми, представляющими различные сферы жизни. Следом открылось «Креативное пространство», где собрались фотографы, дизайнеры, музыканты и создатели нестандартного бизнеса. Потом у этих людей появилась потребность развиваться дальше, производить не только услуги, но и материальные продукты. Инженерный центр «Фабрика» — ответ на этот запрос.
Каков бизнес-потенциал проекта?
Алексей: Основной — поддержка мелкого предпринимательства. Чтобы запустить собственное производство, человеку нужно вложить в оборудование тысяч двести рублей. Допустим, он все это купит, начнет производить что-то, а потом не сможет это продать. Мы приобрели большой парк оборудования, полностью закрывающий цикл работ по дереву. Начинающий предприниматель может арендовать у нас мастерскую и за небольшие деньги (сто — сто пятьдесят рублей в час) пользоваться всеми необходимыми ему станками. Мы предоставляем людям возможность сделать первый шаг.
Второе направление — образовательное. Мы запускаем несколько учебных курсов по разным видам деятельности, от основ столярного дела до гончарного мастерства, и создаем сообщество людей, которым интересно работать руками.
Александр: Мы стремимся быть чем-то вроде рекламного агентства для наших арендаторов. Уже сейчас начинаем работать с дизайнерами и заведениями, они заказывают у нас мебель и аксессуары для своих проектов, которые производят наши флагманские партнеры и мастера «Фабрики». В ближайших планах — открытие онлайн‑магазина, где можно будет купить товары, созданные в центре.
На «Фабрике» регулярно проходят мастер-классы. Как вы выбираете ведущих?
Александр: Это люди, которые интересны нам самим, потому что мы отождествляем себя с нашей аудиторией. Для человека, который начинает свое дело или только задумывается об этом, очень важно общаться с теми, кто уже добился успеха в своей сфере, узнавать, с какими трудностями им приходилось сталкиваться, как они их преодолевали. Мы показываем технологию, даем возможность задавать вопросы.
Алексей: «Фабрика» — не просто инженерный центр. Это сообщество людей, которые хотят начать собственное дело. Мы хотим давать им ценные знания, которые они не получат больше нигде. Например, у нас выступал Денис Гринев, экс-топ-менеджер компании Henkel, а сегодня франчайзи проекта «Додо пицца». Будет мастер-класс Михаила Плужникова, лидера фитнес-индустрии региона. Помимо бизнес-тематики, мы планируем развивать социальную, приглашать таких людей, как, например, Юрий Корушев, который первым в городе поднял тему раздельного сбора мусора.
Вы пропагандируете экологичный бизнес. Что это значит?
Александр: Можно просто зарабатывать деньги, а можно попутно делать город комфортнее для жизни. Когда мы выбирали локацию для «Фабрики», мы умышленно остановились на месте за пределами центра города, который на сегодня перегружен. И это оказалось очень особенное пространство. В советское время там был завод технологической оснастки, а до революции — каретный двор и конюшни купцов Парамоновых.
Алексей: Это помещение не использовалось порядка двадцати лет, за это время там разворовали все. Не было никакой электрики, даже крыши толком не было. Мы все восстанавливали самостоятельно. В самом плачевном состоянии пребывала кирпичная стена девятнадцатого века — вся в пластике, в штукатурке. Мы очень много сил и денег потратили на ее восстановление, потому что нам важно было сохранить облик исторического здания. И мы убедились, что сделали правильно: все, кто приходит на «Фабрику», говорят, что у нас очень уютно, хотя по сути это производственный цех.
Вы планируете дальше заниматься восстановлением зданий?
Александр: Конечно! Мы позиционируем себя как компанию, занимающуюся креативным девелопментом. Берем старые здания и придаем им новую функциональность. После открытия «Фабрики» к нам обратился предприниматель, у которого есть площадка в девятьсот квадратных метров, он предложил нам как-то ее переосмыслить, чтобы она приносила доход.
Алексей: Моя большая мечта — построить университет бизнеса, где будут объединены производственный кластер, жилой и образовательный центры. Потому что сейчас везде учат менеджменту, маркетингу, финансам, но нигде не учат бизнесу.
Текст: Галина Никогосова. Фото: Федор Величко
Комментарии (0)