Психолог и специалист психоаналитического подхода Мария Белоброва запускает интенсив по толкованию сновидений, который поможет обычным людям по-новому взглянуть на себя, а психологам — повысить свою квалификацию. В преддверии старта курса попросили ее разобрать, почему сны — это секретный код к скрытым желаниям, а наше бессознательное — лучший сонник.
Что сны могут рассказать о личности?
То, как психоанализ раскрывает личность человека, пожалуй, не делает ни одно другое направление. Психоанализ работает с бессознательным, а сновидения — это и есть бессознательное в чистом виде.
Через сновидения открывается намного больше смыслов, чем в разговоре. У каждого человека есть много материала, вызывающего боль, которую не хочется осознавать. Защитный механизм психики вытесняет все это в бессознательное. А во сне оно возвращается к нам через разные образы. Сны помогают проследить динамику, которая происходит в процессе терапии: как решаются проблемы пола, отношений, самоидентификации и так далее.
Например, одной моей клиентке приснилось яблоко. Она говорит мне: «Какая-то ерунда, а не сон. Мы что, сейчас будем обсуждать это яблоко?». Я ее спрашиваю: «А какого цвета яблоко?». «Красно-оранжевое» (спойлер: она сама рыжая!) — «И с чем у тебя ассоциируется этот цвет?» — «Особо ни с чем». Потом смотрит на свои волосы и говорит: «Когда я была подростком и в первые покрасилась хной, у меня был как раз такой красно-оранжевый цвет волос». И вот там началась достаточно глубокая и травматичная история, связанная с запросом, с которым она изначально пришла в терапию.
Сон — это всегда про исполнение тайных желаний. Многие говорят, кошмары — это так ужасно, так страшно. На самом деле, кошмар, после которого вы просыпаетесь в холодном поту, — это желание, которые вы себе никогда не разрешите. А для подсознания нет ничего стыдного или ненормального, оно не дает оценок, в отличие от сознания.
Спать, не видя сны — это нормально?
Все люди видят сновидения, мы просто их не запоминаем. Если условно говорить про психику здорового человека, не помнить сновидения или помнить лишь какие-то фрагменты — это абсолютнейшая норма.
Всего есть пять циклов сна, и сновидения появляются на пятом, самом глубоком цикле. Почему запоминается сон? Потому что между циклами вы можете проснуться. В этот момент у вас могло где-то почесаться, загореться свет, прозвенеть будильник, кто-то рядом пошевелиться, и вот вы хватаете кусочек сна и запоминаете его.
Все мы видим сны, но есть исключения. Например, одна моя клиентка начала использовать Apple Watch, чтобы отслеживать свои циклы сна. Оказалось, что она не доходит до четвертого и пятого цикла, потому что переживала огромный стресс. Ее сон был поверхностным. В такой ситуации мы действительно можем не видеть сновидений.
Можно ли научиться самому работать со своими снами?
Психоанализ одно из самых сложных направлений психологий. Но есть определенные принципы действия для интерпретации сна. Если их знать и понимать, как ими владеть, то, да, я думаю, что можно самостоятельно интерпретировать сновидения. Тем не менее, Зигмунд Фрейд в «Толковании сновидений» описывал и анализировал свои сны. Если уж отец науки смог, то почему мы не можем?
Есть и обратная сторона. Проанализировать сон самому практически невозможно, потому что у сновидения есть явный и скрытый сюжет. Явное — лежит на поверхности. Это все ерунда. Самое главное — дойти до скрытого смысла, а это не так-то просто. Сейчас уже психоаналитики анализируют сны Фрейда и находят новые смыслы. Все потому, что мы видим себя плоско, не так глубоко, как нас видит другой человек.
Лучше записать сон или надиктовать его сюжет на диктофон и нести их психоаналитику. Только специалист может правильно интерпретировать сновидение. Кстати, сон нужно записывать сразу после пробуждения, потому что, как только ты встал, он рассеется.
Стоит ли обращаться к сонникам?
Представим, мне и тебе приснился стол. Мы смотрим в соннике, к чему снится стол, и получаем один ответ на всех. Это ничего не даст человеку. А если мы начнем разговаривать на языке психоанализа о том, что значит стол для меня и для тебя, то уйдем к совершенно разным смыслам и внутренним историям, каждая к своей.
Какой материал будет дан на интенсиве по толкованию сновидений?
Психоаналитики любят давать материал чисто теоретически. Это очень сложно воспринимается. Мой козырный туз — большое количество практики. Я всегда делаю программы на очень доступном языке, чтобы это было понятно любому человеку, даже если он никогда в жизни не читал, например, Фрейда или любого другого психолога.
На интенсиве они узнают о себе то, чего не знали и даже не могли помыслить ранее. Как я уже сказала, сновидения — это язык бессознательного. В момент разговора наша психика работает на 300%, чтобы контролировать то, о чем мы говорим, о чем думаем, что хотим, что можно, что нельзя, что правильно, а что неправильно. Мы же не ходим голыми? Нельзя. А вот бессознательному можно все. Там есть все желания, часто нагруженные и эротикой и агрессией. В бессознательном нет пола и возраста. Это очень глубинная история человека, и вот именно это слушатели моего интенсива узнают о себе.
Бонус — уйдет напряжение, снимется тревога. Когда мы знаем правду о себе, становится проще воспринимать реальность. Тебе не хочется постоянно подстраиваться под невротические желания, требования других людей. Ты просто делаешь плюс-минус так, как ты хочешь. Это не шажок, это мощный шажачище к себе.
Фото: Дарья Чеклецова, Екатерина Фотина
18+. Реклама. ИП Белоброва Мария Олеговна. ОГРНИП 323595800119498
Комментарии (0)