С 20 по 29 июня в Перми пройдет Дягилевский фестиваль. Событие, безусловно, долгожданное для ценителей классического искусства. Накануне старта продаж билетов «Прм.Собака.ru» рассказывает, на что нужно обратить особое внимание.
Концерт Теодора Курентзиса и musicAeterna «Страсти по Матфею» (12+)
20 июня, Большой зал Пермской филармонии
«Страсти» считаются одной из вершин в творчестве великого композитора и мировой музыкальной истории в целом. В лейпцигском соборе Св. Фомы ораторию исполняли не только при жизни Баха, но и еще полвека после (до 1800 года). Впервые после Лейпцига она прозвучала в 1829 году. Тогда молодой Мендельсон сократил оригинал и заново его инструментировал. А в 1841-м подготовил новую версию «Страстей», в которой восстановил часть ранее изъятого материала. В XX веке оратория вошла в репертуар многих модных режиссеров, до 1980-х преобладали исполнения в романтической интерпретации.
Масштабность, глубина и красота «Страстей по Матфею» живут вне времени – каждая эпоха по-своему понимает и интерпретирует сочинение Баха. Изучение замысла композитора и поиск других способов его постижения продолжается до сих пор. Поэтому особенно интересно услышать культовое произведение в исполнении маэстро Курентзиса и его оркестра. Оратория прозвучит в соответствии с предписаниями Баха: будут использованы барочные смычки и жильные струны, а также аутентичные инструменты – виолы да гамба и копии старинных деревянных духовых.
Перформанс «Три сестры» (18+)
23 и 24 июня, Пермский дом народного творчества
Премьеру поставил в 2023 году новокуйбышевский театр «Грань». Текст пьесы Чехова не только сохранен полностью, но и расширен с помощью приемов пластического театра. Спектакль интересен сразу по нескольким причинам. Во-первых, из-за режиссера Дениса Бокурадзе, чьи постановки одна за другой попадали в лонг- и шорт-листы «Золотой маски», получали номинации и награды этой и других театральных премий. Во-вторых, интересна длительность спектакля – пять часов. Спектакль делят четыре антракта, после которых зрителям предлагают выбрать новое место в зале и посмотреть на все под другим углом.
Главное действующее лицо постановки – время – везде, и зрители также смогут его почувствовать непосредственно. Сам режиссер объясняет происходящее так: «Мы наблюдаем, как герои томятся в бесконечном ожидании чего-то лучшего, несбыточного, а меж тем сегодняшнее время (возможности) уходит, утекает сквозь пальцы. Мы делаем классику не современной, а вне времени».
Концерт-медитация Петра Главатских и Амира Хатаи «Солнцеворот» (18+)
22 июня, Органный зал Пермской филармонии
Перкуссионист-мультиинструменталист Петр Главатских – постоянный участник Дягилевского фестиваля. Его новый проект в коллаборации с Амиром Хатаи посвящен дню летнего солнцестояния, который до сих пор празднуют во многих странах в разных вариациях. Амир – персидский импровизатор, мастер игры на традиционных инструментах томбак (деревянный барабан в форме кубка) и сантур (разновидность цимбал). Интересно, что практика чествования дня солнцестояния родилась зороастрийской Персии. И в современный иранский праздник середины лета Тирган – произошел оттуда, хоть и в более переосмысленном виде. Его также отмечают плеском воды, танцами, чтением стихов.
Амир Хатаи исполнит традиционные иранские дастгяхи, внутри которых музыкант будет импровизировать, внедряясь в западноевропейскую музыкальную стихию. Музыканты создадут единое звуковое пространство. Оно соединит современные произведения для перкуссионных инструментов с персидскими классическими мелодиями и станет «рекой музыки, прихотливо текущей между Западом и Востоком».
Концерт Бориса Березовского: Бетховен, Шопен, Балакирев, Ляпунов (6+)
24 июня, Большой зал Пермской филармонии
Борис Березовский – один из самых востребованных пианистов мира. В Перми он представит программу, которая охватывает 1801-1901 годы – сто лет музыкальной истории. Включенные в концерт произведения создают между собой параллели и неожиданные рифмовки. Это позволит увидеть в фортепианной музыке XIX века единое, динамично развивающееся целое. В центре программы: три сонаты Бетховена. №13, которую композитор посвятил своей ученице Софии и, возможно, отразил в сочинении образ – озорной и в то же время мечтательный. №15 считается одной из самой светлых у композитора, издатели дали ей титул «Пасторальная». №17 неофициально называют также «Буря», «Соната с речитативом», «Шекспировская соната», ее Бетховен создал в период трагических размышлений, чувств, мыслей о самоубийстве в связи с глухотой.
Концерт Ольги Волковой «Шесть сонат для скрипки соло» (18+)
25 июня, Органный зал Пермской филармонии
Концертмейстер musicAeterna Ольга Волкова исполнит Шесть скрипичных сонат бельгийского композитора Эжена Изаи. Каждая из шести сонат посвящена одному из скрипачей-современников Изаи. Первая – венгру Йожефу Сигети, Вторая – французу Жаку Тибо, Третья – румыну Джордже Энеску, Четвертая – австрийцу Фрицу Крейслеру, Пятая – бельгийцу Матье Крикбому, Шестая – испанцу Мануэлю Кироге. В каждой из сонат скрипач представлен по-своему, каждая – отражает исполнительские манеры музыкантов.
Свое произведение Изаи сочинил в июле 1923 года, всего за месяц, в порыве вдохновения. Оно считается феноменальным по своей сложности, поэтому этот цикл исполняется очень редко.
Опера «Волшебная флейта» (16)
25, 26 июня, ДК Солдатова
Одна из трех оперных премьер Дягилевского фестиваля 2024 года. Ее представят режиссер Нина Воробьева, музыкальный руководитель и дирижер Евгений Воробьев, а также хор и оркестр musicAeterna. Оригинальное название оперы – Die Sauberflote, она исполняется на немецком языке. Это первая опера, написанная вне оперного канона того времени, который предписывал только итальянский язык. Историки музыки говорят, что это была мечтой Моцарта – создать национальную оперу, которая исполнялась бы на его родном языке.
Композитор написал «Волшебную флейту» незадолго до смерти. Оперу впервые показали зрителям 30 сентября 1791 года – примерно за два месяца до того, как ее создатель умер. В «Волшебной флейте» мифологическое начало соседствует с идеями Просвещения, а внутри сказочного сюжета можно обнаружить зашифрованные символы масонства. Считалось, что и сам композитор, и автор либретто Эмануэль Шиканедер были «вольными каменщиками».
Опера Passion | «Страсть» (16+)
27, 28 и 29 июня, Дом Музыки (Завод Шпагина)
Еще одна оперная премьера Дягилевского фестиваля. Ее исполнят в России впервые. Опера была написана Дюсапеном по заказу фестиваля Экс-ан-Провансе и впервые поставлена там же в 2009 году. А в 2019 году музыкальные критики газеты The Guardian поставили Passion на 14 место в списке важнейших сочинений XXI века.
Сюжет оперы основан на мифе об Орфее и Эвридике – красивой и печальной истории любви. Все полтора часа – это сюжет конца отношений, миг расставания, растянутый во времени. В партитуре авторскую манеру Дюсапена оттеняют влияния Монтеверди и французского барокко. Сам композитор описывает музыку как «эмоциональное путешествие»: в нем друг друга сменяют радость, страх, желание, боль, экстаз, печаль, гнев и любовь.
Отметим, что летом в Перми пройдут и другие интересные события: с 31 мая по 2 июня семейный кинофестиваль «Медвежонок», в начале июля ждем RED FEST, а в конце месяца – «Лето Jazz».
Информационный обзор редакции.
Комментарии (0)