• Город
  • Город
Город

Тренд: Как русское кино стало женским

Критик Денис Рузаев по следам «Кинотавра» усматривает главную тенденцию родной киноиндустрии: в наших картинах выживут только женщины и дети. Фильмы, доказывающие гипотезу, медленно, но верно выходят в осенний прокат.

«Петербург. Только по любви»

«Петербург. Только по любви»

«Петербург. Только по любви»

«Петербург. Только по любви»

«Петербург. Только по любви»

«Петербург. Только по любви»

«Петербург. Только по любви»

«Петербург. Только по любви»

«Петербург. Только по любви»

«Петербург. Только по любви»

«Петербург. Только по любви»

«Петербург. Только по любви»

«Петербург. Только по любви»

«Петербург. Только по любви»

«Петербург. Только по любви»

«Петербург. Только по любви»

«Петербург. Только по любви»

«Петербург. Только по любви»

Петербурженки и им сочувствующие

Тон фестивалю задал фильм открытия — альманах «Петербург. Только по любви», снятый такими режиссерами, как Рената Литвинова, Анна Пармас, Авдотья Смирнова и Аксинья Гог. В своих новеллах, не сговариваясь, они попытались передать парадоксальный городской дух, используя носителя этой информации — речь о петербурженках, разумеется.

При всей неровности сборного формата, который и не предполагает складность, картина получилась на удивление цельная. Женщины Петербурга вышли у авторов альманаха такими же, как и сам город: юные девы и зрелые дамы, натуры взбалмошные или утомленные, иногда неуклюжие, часто полные забавных иллюзий, всегда готовые впустить в свою жизнь нечто иррациональное — то шамана Михаила Боярского с бубном и яйцами, как у Смирновой, то панка с наколками и ранимой душой, как у Гог.

«Разбуди меня»

«Разбуди меня»

«Зоология»

«Зоология»

«Зоология»

«Зоология»

«Зоология»

«Зоология»

«Рыба-мечта»

«Рыба-мечта»

«Рыба-мечта»

«Рыба-мечта»

«Рыба-мечта»

«Рыба-мечта»

Занимательная зоология

За самый мощный женский образ фестиваля — Наталье Павленковой достался приз жюри за лучшую роль — оказался ответственен фильм из основного конкурса. Речь о «Зоологии» Ивана И. Твердовского, гротескной трагедии об одинокой сотруднице зоосада, у которой вырастает огромный, по-фрейдистски фаллообразный хвост. На этом комичном — и эффектном — допущении мог бы вырасти десяток разных сюжетов. Твердовский, к сожалению, выбирает чуть ли не самый скучный из них: историю о лицемерии русского мира и прерванном полете женской натуры, только проклюнувшейся после появления нелепого отростка. Принять себя, какой есть, героине по воле автора не суждено — не получается ни театра абсурда, ни феминистского манифеста. Остается только провозглашение боли, и Павленковой приходится вынести на себе еще более тяжелый груз — не только хвоста, но и запредельного авторского пессимизма.

Фантастика и не только

Противовес, тоже основанный на сгущении физиологического, предъявила «Рыба-мечта» Антона Бильжо — где Северия Янушаускайте сыграла неотразимой красоты русалку, охмурившую корректора, приехавшего работать на Балтику. Телесные преобразования из-за разгоревшегося между героями романа неизбежны, но героиня Северии остается в сущности бестелесной: слишком склонен автор пускаться в беззаветно сентиментальную мелодраму, в которой тонут все интересные абсурдистские находки. Фантастическими качествами наделяют своих героинь еще два фильма конкурса: сумрачный нуар Гийома Проценко «Разбуди меня» с видящей вещие сны таможенницей и фарс Романа Артемьева «Человек из будущего» с кассиршей супермаркета, которой суждено родить спасителя человечества. Жанровые рамки, правда, оказываются сильнее сверхспособностей: в первом случае любовь проиграет смерти, во втором — комедии ошибок.

«Ученик»

«Ученик»

«Ученик»

«Ученик»

«Хороший мальчик»

«Хороший мальчик»

«Хороший мальчик»

«Хороший мальчик»

«Хороший мальчик»

«Хороший мальчик»

«Хороший мальчик»

«Хороший мальчик»

Мужская доля

Если женские образы «Кинотавра» оказывались заложниками ограниченных режиссерских намерений, то лучшие из мужских сигнализировали о незрелости собственных возможностей. Вместо героя нашего времени, обладателя чуть ли не самой актуальной в России 2016-го профессии, монофильм «Коллектор» Алексея Красовского предъявил натуру ранимую и страждущую искупления — впрочем, игра Константина Хабенского компенсирует раскольниковские метания персонажа. Трагедией театрального толка предстало и преображение школьника в пророка-фундаменталиста в эффектном, но склонном пускаться в плакатные лозунги «Ученике» Кирилла Серебренникова.

Пожалуй, интереснее всего ту же коллизию фатальной мужской активности во имя высшей цели показал лучший фильм фестиваля — комедия «Хороший мальчик» Оксаны Карас (имя, которое стоит запомнить), где история старшеклассника, решающего улучшить чужие жизни, оборачивается тотальным торжеством смущения, неловкости и стыда. Вместо того чтобы хоронить накосячивших персонажей, Карас предпочитает врубить в финале почти болливудские пляски. В условиях, когда большинство режиссеров из конкурса фестиваля вымучивает финалы для своих эффектных и интересных героев и героинь, это решение кажется наиболее правильным и злобо­дневным. По состоянию кино на этот год — танцы важнее и ценнее идей. А теперь — дискотека!

текст: Денис Рузаев
фото: архивы пресс-служб

Материал из номера:
Июль 2016

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: