Модельер, стилист, член союза дизайнеров России, креативный директор Дома Моды Katya Borisova Катя БОРИСОВА работает сразу над тремя проектами, связанными с модой в широком смысле слова и рассказала о них «Собака.ру».
Одеть «Дракона»
Меня пригласили в Качаловский театр консультировать создание костюмов для нового спектакля «Дракон». Эта фантастическая история с музыкой по одноименной пьесе Евгения Шварца - уже вторая моя работа с Качаловским – в 2004 году был «Вишневый сад».
Костюмы для спектакля реально очень сложные и, скажем так, с собственной миссией, как, впрочем, всегда, когда мы говорим о театральных образах. Одежда сложная по конструкции – главный режиссер Славутский ставит задачу, чтобы она была сделана на самом высоком портновском уровне, с использованием технологий haute couture. Ведь костюмы здесь – еще одно «действующее лицо», играют в постановке роль социального маркера и своеобразного проводника в подтексты. Визуальная привлекательность костюмов также должна быть очень технологичной и, как я говорю, стрессоустойчивой. Ведь спектакли, к счастью, живут долго и должны всегда сохранять свою ремонтопригодность.
Вообще работа в театре для любого дизайнера очень правильная история. Сейчас тренд такой – Юдашкин делает костюмы, Сергиенко, Пьер Карден делал. Я как-то ходила в Берлине на прекрасное шоу, костюмы для которого создал Жан Поль Готье. И этим все сказано: люди шли увидеть костюмы, хотя режиссура и оформление были прекрасные. Дизайнерские костюмы действительно другие: их авторы в курсе текущего момента в моде. И плюс мы обладаем знанием правильного конструирования одежды, что очень важно для построения сложных костюмов. Но дело не только в конструировании. Когда ко мне в Дом моды приходят клиенты за событийным нарядом, я всегда спрашиваю: где, в какой ситуации он будет представлен? Роль места трудно переоценить: оно может либо развить образ, либо убить. То же с театральным костюмом. Поэтому даже образцы тканей я сначала везу в театр, прошу сделать мне на сцене освещение и антураж, чтобы увидеть, как они там работают. Именно работают, потому что ткань, цвет, фактура – это твои коллеги. И главное, чтобы мое решение одобрил главный режиссер. Повторяю – костюмы тоже играют роли. Глянец на одном персонаже не должен доминировать над глянцем другого, кто-то выглядит монохромно, сдержанно, а кто-то выпукло. Даже когда артисты приходили на примерки, я просила их рассказать – какой вы в этой роли? Например, один говорит: я исключительно правильный. И я понимаю: если он такой правильный, то у него не могут быть укороченные брюки или рукава, и никаких заплаток в клубном стиле на рукавах. Он такого не допустит.
Все костюмы разные, но в одной стилистике – за основу взяты мотивы коллекций Александра Маккуина. Так что выглядеть все будет концептуально и кутюрно. Да-да, в некотором смысле я воспринимаю спектакль как показ от кутюр. Есть декорации, освещение, главные герои-«модели», сценарий, по которому герои живут, рисунок движения – все для того, чтобы «шоу» стало успешным.
Родченко - «наше все»
Продолжается европейское турне моего любимого проекта «Родченко. Арт-революционер из Казани». Недавно выставка после Берлина, Варшавы и Парижа открылась в Русском доме в Барселоне и будет там до ноября, а затем в планах Бельгия и Чехия.
Идея проекта возникла несколько лет назад. Поскольку я родилась в Казани и много делаю для популяризации нашей культуры, то в какой-то момент задумалась над продвижением города как бренда и тех личностей, которые этот бренд олицетворяют. И вдруг среди знакомых всем имен обнаружила, что мы незаслуженно обошли вниманием Александра Родченко - основателя русского конструктивизма, сподвижника развития русского авангарда, создателя рекламы как отдельного вида творчества, дизайнера, художника, фотографа. Словом, реальную звезду мирового масштаба, чьи работы, фотографии до сих пор очень успешно выставляются на крупнейших аукционах. Хочу рассказать всему миру о выдающейся креативной личности, который приехал сюда в 1914 году из Петербурга учиться у Фешина, сформировался в Казани как художник. Кстати, этот факт имеет огромное значение для понимания роли нашего города – еще в начале прошлого века он был далеко не провинциальный, и развитие передовых взглядов на искусство уже тогда было на высоком уровне.
Когда проект окончательно оформился, я предложила его мэрии Казани. Очень активно поддержал проект комитет по туризму города. И все срослось в одну секунду, мы сделали совместными усилиями с творческими командами города проект «Окно в Париж» и создали арт-инсталляции, соответствующие разным видам искусства: мода, фотография, видео и музыка. Стартовал он в 2017 году в Лядском саду и на прилегающих улицах, где по такому случаю даже перекрыли движение, что беспрецедентно для такого рода проектов. Мы разместили выставочные пространства на улицах, наполнили их арт-объектами, подиумами с коллекциями в стиле конструктивизма. Конечно, вдохновителем всего действа был Родченко, его творчество. Все платья из моей коллекции посвящены конкретным работам Родченко. Например, одно из них сложной конструкции по мотивам известнейшей композиции «Красное, желтое, синее». Я называю его «стеклянным» - оно сшито из тончайшего капрона с огромными аппликациями-пайетками из красного, желтого и синего ковролина. И это было на моем языке способом показать хрупкую невесомую дизайнерскую душу Родченко, которую принудили использовать прямолинейные методы самовыражения. Если говорить о фэшн, то это платье можно найти одновременно и забавным, и современным. В нем есть, скажем так, стремление хайповой моды все время чем-то удивлять. Так что с точки зрения законов жанра мы соблюли все законы: сшили платье, которое воспринимается просто на ура среди фэшинистов. В то же время я позволила себе выразить свое отношение к драматичности судьбы художника Родченко созданием платья «Трубы Беломорканала», созданное по мотивам фотосъемки Родченко на строительстве Беломорканала. Удивительно – несмотря на мрачность темы и тяжелейший период жизни самого Родченко, платье вызвало у публики неожиданные для нас эмоции. Как раз в Берлине проходил кинофестиваль, и его участницы-дамы восклицали: ах, мы бы прямо сейчас купили это платье и в нем вышли бы на красную дорожку.
Выставка имеет успех везде, где мы ее экспонируем. В Берлине даже попросили продлить ее на три недели, что невероятно для педантичных немцев. В Варшаве, в Париже – везде большой эмоциональный отклик. Сейчас «Родченко…» выставляется в Русском доме в Барселоне. Это роскошный особняк в стиле модерн в центре города. Туристы из разных стран – приятные гости этого дома. Арт-туризм – активное направление, очень популярное во всем мире. И наша выставка рассказывает о Казани даже тем, что еще не приехал в Казань. Этой выставкой мы хотим показать, что наш город богат не только историческими достопримечательностями – здесь есть достойные внимания мода, дизайн, архитектура. К 100-летию образования республики, в 2020 году проект вернется домой. Мечтаю, чтобы на его основе родился музей Александра Родченко.
Культура быть
Следующий наш проект, который сейчас участвует в «Русских сезонах» в Берлине - «Татарстан: искусство жить вместе».
Огромную поддержку в реализации проекта оказало министерство культуры и лично министр Ирада Аюпова. Трансляция идей мира и дружелюбия через культуру – активный тренд дипломатии нашей страны. Заметила, что чем больше путешествуешь, тем больше начинаешь ценить то, что имеешь. Я понимаю, какое уникальное место наш Татарстан, наша красавица Казань, где двуязычие, созвучие двух культур и религий – это повседневная норма наших будней. Мы проникнуты духом согласия, у каждого есть близкие друзья татары и русские. Для меня как человека творческого побудительный момент - созвучие культуры быта и моды. За века совместного проживания наши ментальности стали единой, наши взгляды на мироустройство одинаковы. Мы любим одни и те же праздники и кухню друг друга. Я этнически русский дизайнер, но шью платья для никаха, делаю национальные коллекции. И в проекте «Татарстан: искусство жить вместе» мы никого не поучаем – просто показываем, как на бытовом уровне похожи, близки наши мода, быт, дома. Это такой мультикультурный проект, где много моды, интерьера, декора, кухни. И не понимаем, почему дуальность мира должна быть негативной. Для Европы это крайне болезненный и важный вопрос – там никто не ассимилируется, много переселенцев и беженцев, все живут своими узкими диаспорами, заводят свои порядки, законы. Для Европы такая возможность - увидеть целые народы в рамках дружелюбия и принятия друг друга - это космическая задача. А к 2020 году есть мысль привезти проект в Казань.
Факт
Катя Борисова училась в России и в Токио. В основном ориентируется на создание одежды в стиле haute couture. В 1997 году получила рекомендацию для вступления в Союз Дизайнеров России от Вячеслава Зайцева, а собственный модный дом открыла в 2003-м. Главная особенность марки - сочетание необычного дизайна с трепетным отношением к технологии пошива изделий. Дизайнер удачно комбинирует различные фактуры ткани без малейшей потери качества, что делает вещи Katya Borisova желанными в женском гардеробе. Среди поклонников марки – топ-модель Наталья Водянова и певица Мирей Матье.
Текст: Татьяна Лескова
Фото: Юлия Калинина
Комментарии (1)