Перед новым годом на малой сцене театра Камала состоялась премьера спектакля «Здравствуй, мама, это я!» по пьесе Барзу Абдураззокова. История - разговор матери с сыном по телефону. Эксцентричную мать играет заслуженная артистка РФ Наиля Гараева, мама главного режиссера театра имени Камала - Фарида Бикчантаева. В роли сына - Рамиль Вазиев.
Пространство малой сцены состоит из двух равных непересекающихся частей, где обитают герои. Мама живет в квартире, захламленной салфетками, вазами и цветами. Сын, напротив, в стерильном белом офисе, сумятицу в запланированные будни которого вносят только регулярные звонки матери по мелочам.
Сюжет о разговоре матери и сына изначально настраивает на ожидание чего-то в духе рембрандтовского «Возвращения блудного сына». Но нельзя сказать, что сын так уж плох и безнадежен, скорее, действительно, занят в своем бумажном аду. А мать детским озорством и болтовней о фене и тараканах не производит впечатления беспрекословного авторитета. Кажется, они поменялись местами и теперь сын стал отцом для впавшей в детство матери. В пьесе не называется профессия героини, но образ Наили Гараевой, городской старушки в длинном кардигане и блузке с жабо, вкупе с манерами наводит на мысль об ее артистическом прошлом.
Но легкомыслие уходит в диалогах, когда героиня от частного и незначительного переходит к общему и важному. Это одиночество, беспокойство за сына, бесконечное ожидание звонка. В глазах матери каждый заслуживает прощения только потому, что он чей-то ребенок - и его так же в окружении салфеток и коробок с лекарствами ждет мама. Этот монолог Наиля Гараева произнесит, глядя прямо в зал, становясь матерью для каждого зрителя - и рука сама тянется к телефону, чтобы узнать дела родителей.
Но пьеса была бы однобокой, если бы включала только традиционную рефлексию о мифологизированной Матери-защитнице. В традиционной культуре женщина сопоставляется с землей, как источником созидания и местом жизни подлинного народа. Поэтому кажется логичным наличие монолога, в котором героиня от лица народа обвиняет сына-представителя власти в непонимании. «Вы думаете, что знаете нас и хотите, чтобы все было по вашему, но откуда вам это знать в ваших кабинетах?» — вопрошает она. Здесь она повторяет главный лозунг митинга на Болотной площади декабря 2012-го — «Вы нас даже не представляете». Кажется, безмолвный народ из постановки Фарида Бикчантаева «Ходжа Насретдин», наконец, нашел своего представителя, способного задавать сердитые вопросы власти. Пусть пока и в рамках отдельно взятой семьи.
Сын, действительно, не представляет маму. Путь от усталого снисходительного отношения к матери, как к неудобству, до признания в ней личности он пройдет через неудачи на работе и проблемы в семье. Сын, к удивлению, узнает, что мама пишет стихи; он не помнит отца и просит рассказать о нем, а рассказы об отце неизменно ведут к воспоминаниям о беспечной послевоенной молодости родителей. Главная загадка родителей — их жизнь до твоего появления на свет, о которой дети могут только догадываться. Поэтому задача сына усложняется, ведь он должен понять женщину, а не просто маму. «Пойми женщину» — такое странное наставление сыну оставил отец, призрак которого привиделся героине и заставил вспомнить о своем свадебном платье. В этот момент отношения матери и сына становятся отношениями мужчины и женщины, исполненном в манере режиссера Педро Альмодовара. В финале на сцену влетает мать в молодости. Они танцуют танго — этим танцем в свое время отец покорил мать. На переднем плане мирно покоится все еще прекрасное свадебное платье. Между героями рождается легкое эротическое напряжение, ведь мать и сын тоже влюбленные, но эту связь не разрушить, потому что этот брак точно заключен на небесах. Семья, наконец, воссоединилась и невидимая граница сцены исчезает: сын вновь влюбился в маму, чтобы сказать простое «Здравствуй».
Алмаз Загрутдинов
Фото Юлия Калинина
Начало 11 ноября в 18:00 в театре имени Г. Камала, малый зал на Татарстан,1. Стоимость билетов - 300-350 рублей.
Комментарии (0)