• Журнал
  • Главное
Главное

Лев Додин. Глава II

Глава II. Дом братьев и сестер

Мистер Малой

Вы узнаете о том, как проза Федора Абрамова была перенесена на сцену в главных театральных блокбастерах своего времени — студенческом спектакле «Братья и сестры» и постановке «Дом» в МДТ, о приходе Додина в Малый драматический в качестве главного режиссера и о начале формирования грандиозного «театра-дома».

Игорь Иванов в спектакле «Вишневый сад» (1994 год)
Игорь Иванов в спектакле «Вишневый сад» (1994 год)

Курсовой спектакль «Братья и сестры», который играли в Учебном театре на Моховой, имел фантастический успех — снова пришлось задействовать милицию, на этот раз конную, люди стояли за билетами ночами. Позднее, в 1985-м, постановку перенесли в МДТ, и не просто перенесли, а развили до масштабной саги, идущей два вечера, — с новыми персонажами и новыми микросюжетами, с почти библейской объемностью. Ее сохраняют в репертуаре много лет, показывали в пятнадцати странах мира и сейчас иногда еще играют. Из рецензий на нее можно составить книгу. Успех объясняли новым уровнем правды в существовании артистов, поживших среди подлинных людей в реальном месте действия, —  тогда Додин организовал экспедицию в село Веркола Архангельской области, чтобы участники спектакля на себе почувствовали натуру, описанную в романах «деревенщика» Федора Абрамова. Этот метод режиссер использует до сих пор. Так, готовясь к постановке романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», в 2007 году артисты ездили в бывшие гулаговские лагеря под Норильском и в Освенцим.

В неприукрашенном быте деревни времен Великой Отечественной войны в «Братьях и сестрах» обнаруживалось не отражение «объективной» истории, а трагический коллаж из частных, простых человеческих судеб, каждая из которых была в необычной для театра степени детально, нервно, лично пережита артистами. Сценография не пыталась «показать деревенскую атмосферу» — жизненной правды постановщик добивался за счет слышимой и видимой музыки: песенного, фольклорного, обрядового отображения реальности. Физическая подлинность артистов, их натуралистическая точность помимо слов выражали бессознательные драмы. Додин вышел за пределы изображения реальности такой, «как в жизни», — он вывел современность на уровень мифологии. Этот театральный язык, развиваясь, надолго определил искусство Додина в МДТ.

На фоне громкого успеха еще первой, студенческой версии «Братьев и сестер» в 1980-м режиссер поставил в Малом драматическом продолжение абрамовского эпоса, уже про послевоенное время. Играли в нем «взрослые» артисты труппы. Внешне, по сюжету, речь в спектакле «Дом» шла о том, как разваливается деревенский семейный очаг. Но иносказательно говорилось о том, как распадаются естественные человеческие связи в обществе, в котором нет света и смысла, где страх извлекает из людей жестокость и мелочность.

Спектакль выпустили, хотя начальство обнаруживало в «Доме» очернение советской действительности и рецензировать его было нельзя. Однако театр принадлежал областному управлению культуры и, с одной стороны, был вдалеке от идеологической передовой, а с другой — именно в его репертуаре должно было быть что-то про жизнь в деревне. Так что «Дом» выжил вопреки логике.

Сыграли свою роль мужественное и благородное решение тогдашнего главного режиссера МДТ Ефима Падве, пригласившего не менее сильного, чем он сам, профессионала, и воля директора Малого драматического, партийного ветерана Романа Малкина, знавшего какой-то неведомый обычным людям способ общения в высокой среде «со своими».

В 1983 году Падве перешел в Молодежный театр на Фонтанке и уступил руководство Додину. С этого момента в течение уже тридцати лет Додин воплощает специфическую идею русского театра, противоположную американскому и европейскому спектаклюпроекту. Он строит «театр-дом», с единым коллективом, с постоянным режиссеромлидером, с последовательной творческой программой.

Вопросы и задания

— В каком году был впервые показан студенческий спектакль «Братья и сестры» и когда он был перенесен на сцену МДТ? Кто из артистов был в нем занят?
— Какую должность в Малом драматическом театре занимал Роман Малкин?
— Когда состоялась премьера постановки «Дом»?
— В чем обвиняли Додина: а) в приукрашивании, б) в очернении, в) в замалчивании советской действительности?
— Расскажите о сюжете спектакля «Дом» и о его иносказательном смысле.
— Возьмите набор «Сделай сам» и попытайтесь склеить модель «театра-дома». На что это похоже? 

Комментарии (4)

  • Гость 9 июня, 2014
    http://prodawez.blogspot.ru/ Ваши покупатели Ваши покупатели
  • Гость 3 июня, 2014
    http://prodawez.blogspot.ru/ Клиентские базы тел ++79IЗЗ9IЗ8З7 Клиентские базы тел ++79IЗЗ9IЗ8З7
  • Гость 23 мая, 2014
    Здpaвcтвyйтe! Baс интеpеcуют клиентckиe базы дaнныx? Здравствуйте! Вас интересуют клиентские базы данных?
  • Гость 9 мая, 2014
    http://prodawez.blogspot.ru/ Индивидуальные базы данных для продажи Ваших товаров и услуг!!! Индивидуальные базы данных для продажи Ваших товаров и услуг!!! [url=http://prodawez.blogspot.ru/]Индивидуальные базы данных для продажи Ваших товаров и услуг!!![/url]

Купить журнал:

Выберите проект: