-
Артем Балаев: «Если люди скандалят в Москве, скорее всего, это из-за денег»Создатель Aurora Fashion Week и гастрономического фестиваля «Ода! Еда!» уверенно делает свое дело, не обращая внимания на регулярные крики «Акела промахнулся!».
-
Сегодня существует общемировой тренд в СМИ: локальные новости становятся все популярнее и постепенно вытесняют на второй план глобальные. Люди устали от репортажей о Сирии и беженцах из нее в Европе и обращают внимание на то, что происходит рядом, пусть даже это скандальные новости с «желтой» окраской. Следуя такому тренду, телеканал LifeNews 78 может обрести успех в Петербурге. Сейчас осталось очень мало тем, в которых не касаешься острых углов: начав говорить о политике или Украине, ты перессоришься с половиной знакомых, и даже спорт у нас теперь прогосударственный, так что мужчины редко его обсуждают. На этом фоне совсем не случайно так популярна гастрономия: о ней можно говорить долго и безопасно.
Если люди скандалят в Москве, то, скорее всего, это происходит из-за денег. У нас же конфликты возникают из-за того, что у слишком многих петербуржцев масса свободного времени. Время в Петербурге не конвертируется в деньги, поэтому мало кто умеет его ценить. Существует огромная разница между тем, где мы на самом деле находимся, и нашими завышенными ожиданиями. Мы до сих пор живем с амбициями имперской столицы, с установкой, что все здесь происходящее должно соответствовать высочайшему статусу: если неделя моды, то как в Париже, если кинофестиваль, то как в Каннах. В итоге камни летят в тех, кто что-то делает. Я и сам, бывает, хочу покритиковать кого-то, а потом говорю себе: «Стоп! А у кого получается лучше? Да, у людей что-то может выходить провинциальным, но ведь они делают это исходя из имеющихся в городе финансовых и человеческих ресурсов».
Минувшим летом я был на двух музыкальных фестивалях, и оба не соответствовали ни собственной истории, ни заявленному уровню. Я могу сказать об этом своим друзьям, но не позволю себе высказаться по данному поводу публично в силу внутрицеховой солидарности. Так, в Москве организаторы недель моды бесконечно говорят плохо друг о друге, поэтому общественное впечатление там такое, что все эти мероприятия — полный отстой.
У меня довольно популярный инстаграм — около двадцати тысяч подписчиков. Понятно, что большинству из них интересны темы моды или еды, и когда я посещаю какие-то новые заведения, стараюсь о них писать. Но недавно я сходил в только открывшийся ресторан, где сошлось просто все: мне принесли не тот стейк, который я заказывал, не так прожаренный, как я просил, и подошедший к нам управляющий без всяких извинений снисходительно предложил дать скидку в десять процентов. Конечно, мне хотелось написать об этом, но потом я подумал, что обижу своим отзывом не конкретного администратора, который не умеет общаться, а ресторатора, с которым даже не знаком и который проделал большую работу. Хотя есть законы жанра: если человек выбирает себе роль ревизорро и начинает обо всем писать плохо, то он становится страшно популярен и от него только этого и ждут. Но вот от меня не дождутся.
Могу объяснить, почему я не стану дурно отзываться о работе рестораторов или организаторов музыкальных фестивалей, но когда-то позволял себе критиковать Ирину Ашкинадзе и ее «Дефиле на Неве», а сейчас говорю все что думаю о St. Petersburg Fashion Week. Меня просто раздражает, когда люди придумывают себе нелепые статусы, не соответствующие действительности, или откровенно называют черное белым. Так, St. Petersburg Fashion Week называет себя без всяких на то оснований крупнейшим модным событием в Петербурге и заявляет о создании синдиката моды для поддержки петербургских дизайнеров, однако всем известно, что в эту организацию не принимают профессионалов, которые участвуют в Aurora Fashion Week. Когда-то ходили слухи о переманивании нами участников недель моды, но к моменту возникновения AFW ситуация была такова, что половина, если не большинство дизайнеров города уже не демонстрировали свои коллекции в рамках «Дефиле на Неве», которая очевидно деградировала, — мы просто пригласили тех, кто к тому времени не проводил показов в Петербурге. Кроме того, мне казалось немного странным, что Ирина выступала перед каждым показом в качестве публичной персоны.
Очень разный микроклимат в ресторанной и фэшнсреде: если в моде он скандальный, то в гастрономии — конструктивный. Мода — недостаточно успешная в нашем городе сфера, потому что на дизайнеров наступает масс-маркет и в результате клиентов, которых и так немного, у местных фэшн-брендов становится еще меньше. В гастрономической сфере все по-другому: я пока ни разу не встречал ресторатора, который в лицо мне говорил бы одно, а за глаза совершенно другое, что так характерно для фэшнтусовки.
Когда я сравниваю два наших проекта, Aurora Fashion Week и «Ода! Еда!», то вижу, что в случае с гастрономическим фестивалем критика действительно справедлива. Так, я согласен, что нельзя разрешать всем ресторанам ставить свою музыку, которая заглушает соседнюю и создает какофонию, — ну да, в следующем году мы будем ставить саундтрек централизованно. Правда, однажды человек написал в соцсети, что наш фестиваль — это одна большая жрачка. Наверное, можно и так сказать, но для этого надо очень сильно постараться не заметить, например, массу мастер-классов. Я написал этому человеку личное сообщение: «Чем мы вас обидели?». Ответа не получил.
Из всего важно выносить уроки для себя. Помню, как лет пятнадцать назад, будучи очень молодым и чувствуя вкус первых собственных успехов, я позволил себе негативно отозваться об одном из проектов Эдуарда Мурадяна. Он тогда повел себя очень великодушно, сделал вид, что ничего не заметил, и мы прекрасно общаемся все эти годы. Но я с тех пор сто раз пожалел о своей несдержанности, потому что у меня остался от той истории осадок, ощущение, что я был не прав.