• Развлечения
  • Искусство
Искусство

Оммаж Анри Руссо, портрет Ван Гога и Гитлер — выставка Адриана Гени в Эрмитаже

На прошлой неделе в Эрмитаже открылась выставка «Я обратил свое лицо…» современного румынского художника Адриана Гени, известного переосмыслением классических живописных сюжетов и рекордными продажами на аукционах. «Собака.ru» объясняет как смотреть выставку, причем тут Гитлер и копии эрмитажных шедевров.

Выставка «Я обратил свое лицо…». Живопись Адриана Гени в Главном штабе. Фото: Государственный Эрмитаж

Выставка «Я обратил свое лицо…». Живопись Адриана Гени в Главном штабе. Фото: Государственный Эрмитаж

Диктаторы и аукционные рекорды

«Как Адриан Гени стал звездой аукционов?» — с таким заголовком вышла 3 года назад статья о художнике в газете The New York times. В 2016 году его картина Nickelodeon была продана на аукционе Christie's за 9 миллионов долларов. До этого она принадлежала Франсуа Пино — коллекционеру, хозяину группы Kering, куда входят модные дома Gucci, Balenciaga, Yves Saint Laurent. Кстати, аукционный дом Christie's тоже принадлежит Пино. Полотно Гени магнат купил еще в 2009 году за 60 тысяч долларов. Эта рекордная продажа с 16 тысячной разницей подогрела не только внимание прессы и широкой публики, но и рынок — в очередь за полотнами Гени выстроились коллекционеры. Для арт-критиков Гени, правда, давно уже не был открытием. Он начал карьеру после окончания Университета искусства и дизайна в румынском городе Клуж-Напока: два года провел в Вене, затем вернулся обратно и в 2005 году создал выставочное пространство Galeria Plan B вместе с медиа-художником и куратором Михайем Попом. В собственной галерее Гени сделал первое solo show годом позже, а еще через два Plan B открыла представительство в Берлине, где художник с тех пор и живет — как и большинство европейских деятелей contemporary art. В интервью арт-критику Александру Щуренкову Гени скажет: «Тот опыт научил меня главному: я не галерист. Кроме того, я осознал, насколько сложна эта работа, какие умственные усилия нужно прикладывать, а также насколько нужно быть терпеливым».

Сам Гени галеристом в итоге не стал, но для галеристов быстро стал любимчиком. В 2007 его персональный проект в Цюрихе показывает влиятельная галерея Haunch of Venison, ныне закрывшаяся. Юрг Юдин, который тогда был директором галереи, вспоминает: «Люди приходили на открытие, никто раньше не слышал имени художника, однако через 20 минут все работы уже были раскуплены. Гости спрашивали о том, кто это и можно ли купить?» Полотна Гени того периода — это фотореалистическая фигуративность и «фирменная» смазанность, переходящая в абстракцию. Конечно, его сразу начали сравнивать с Герхардом Рихтером, хотя глядя на новые экспрессивные работы художника в Эрмитаже на ум скорее придет Фрэнсис Бэкон.

Что касается сюжетов, то румынский художник, конечно, зацепил публику «диктаторской тематикой». Нельзя не упомянуть полотно Trial 2010 года из Музея Современного искусства в Сан-Франциско с четой Чаушеску перед расстрелом, который, кстати, случился 30 лет назад. Елена Чаушеску в леопардовой шубе, Николай как будто в белых перчатках, лица «подтекли», а интерьер выписан, как всегда у Гени, фотореалистично и смазано — позднесоветская офисная мебель, поносного цвета деревянные панели на стенах. И в эту мизансцену врываются глитчевые нотки — кислотный желтый и розовый. В галерее диктаторов и их «друзей» от Адриана Гени — Адольф Гитлер, Сталин, доктор Менгеле. Кстати, продажа портрета Менгеле на Sotheby’s в 2013 году стала первым рекордом художника: при эстемейте в 30–40 тысяч фунтов стерлингов картина с врачом-нацистом ушла за 121 тысячу.

Выставка Адриана Гени для павильона Румынии на Венецианской биеннале 2015 года

Выставка Адриана Гени для павильона Румынии на Венецианской биеннале 2015 года

Среди значительных проектов Гени, после которого критики положили на него глаз — групповая выставка «Мир принадлежит тебе»/ The World belongs to you 2011 года в Палаццо Грасси, которое все тот же Франсуа Пино превратил в выставочный зал. Покровительство хозяина одного из самых крупных модных конгломератов вообще удачно влияет на карьеру Гени. Венеция тоже приносит ему удачу — в 2015 году Гени представлял Румынию на биеннале, национальный павильон курировал его коллега по Plan B Михай Поп. Проект «Комната Дарвина» был составлен из живописных полотен, рассортированных по трем залам павильона под названиями Буря, Портретная галерея и Исторические несоответствия. Воссоздав в собственной интерпретации лабораторию ученого, Гени размышлял о значении эволюционной теории в современном обществе.

Фото: Государственный Эрмитаж

Фото: Государственный Эрмитаж

Фото: Государственный Эрмитаж

Фото: Государственный Эрмитаж

Сравнения Адриана Гени с Рихтером, Бэконом, бельгийцами Люком Тюйменсом и Михаэлем Борремансом, немецким классиком Нео Раухом — общее место многочисленных профайлов на молодого и успешного живописца. Выставка в Петербурге, пожалуй, повод провести еще одну, локальную, параллель — с Виталием Пушницким, который в живописи обрабатывает то же поле: рассыпается в благодарностях старым мастерам, касается «неудобных тем» и пытается «осовременить» фигуративность. Более всего их роднит любовь к изображению интерьеров с налетом пост-апокалипсиса, правда , судя по эрмитажному проекту, сейчас Гени отошел от этой тематики. Кстати, оба художника в 2013 году принимали участие в групповом проекте Nightfall: New Tendencies in Figurative Painting /«Сумерки: новые тенденции в фигуративной живописи»в пражской Галерее Рудольфинум в компании Нео Рауха и Даниэля Рихарда (не путать с Герхардом).

Паулс Поттер. Ферма. Голландия, 1649 год

Паулс Поттер. Ферма. Голландия, 1649 год

Адриан Гени. Ферма, 2019 год

Адриан Гени. Ферма, 2019 год

Эрмитаж, румынский мальчик и альбом 1984 года 

Эрмитажная выставка Адриана Гени крутится вокруг истории из детства художника, родившегося в 1977 году в маленьком румынском городе Бая-Маре. Ребенком он получил в подарок очерк-путеводитель по экспозиции голландской живописи XVII–XVIII веков в Эрмитаже, выпущенный издательством «Искусство» в 1984 году. Как сказал на открытии Михаил Пиотровский: «Адриан вырос в социалистической Румынии и главная художественная книга, которая была у него – это каталог картин Эрмитажа, на них он тренировался, их он копировал и здесь есть несколько картин, рожденных эрмитажными сюжетами. Это очень трогательно, красиво, и это нам очень нравится». Точно такая же книга, раскрытая на странице с репродукцией картины «Ферма» Паулюса Поттера, представлена в витрине на выставке с подписью: «По словам молодого художника, колористическая гамма репродукций повлияла на формирование его стиля». Возможно любовь Гени к «ржавым» оттенкам — от несовершенной цветопередачи советской офсетной печати.

Адриан Гени «Без названия», 2012 год

Адриан Гени «Без названия», 2012 год

Эрмитаж, безусловно, великий музей, и в последние годы он принимает в своих стенах современных художников с эксклюзивными «эрмитажными» историями или хотя бы видимостью таковых: так было с Яном Фабром и в какой-то мере с Ансельмом Кифером. В 2007 году показывать выбор галериста Чарльза Саатчи было в порядке вещей, теперь же необходимы осмысленные реверансы главному российскому художественному собранию. В случае с Гени вышла хоть и красивая, но с колониальным привкусом, личная история. Все-таки сейчас художник — полноправный игрок международной арт-сцены, живущий Берлине, а не локальный румынский автор, переживающий на тему коммунистического детства. Хотя, увидев на открытии выставки тот самый альбом 1984 года в витрине, Гени если и не прослезился, но рассказал, что «реликвия» до сих пор хранится в его семье. В Петербург он привез полотна, созданные специально для эрмитажного solo show и дополнил их более ранними — в результате зритель увидит все «фирмерменные» блюда художника. За «диктаторов» отвечает работа «Без названия» 2012 года — в слегка смазанных (как и всегда у Гени) чертах портретируемого угадывается Гитлер.

Адриан Гени. Без названия (по мотивам Руссо), 2019

Адриан Гени. Без названия (по мотивам Руссо), 2019

Анри Руссо. Нападение тигра на быка. В тропическом лесу

Анри Руссо. Нападение тигра на быка. В тропическом лесу

За дань музею и детству отвечают три работы-оммажа эрмитажным полотнам: «Нападение тигра на быка. В тропическом лесу» знаменитого французского самоучки Анри Руссо, «Охотник с собаками на фоне пейзажа» Яна Вильденса и та самая «Ферма» Паулюса Поттера. Адриан Гени деконструирует живопись малых голландцев безжалостно: вместо ювелирной жанровой сценки Поттера — экспрессивное и достаточно кровавое месиво текстур. Можно возмутиться, конечно, но и от «Фермы» в свое время заказчица отказалась — даму шокировала корова, изображенная в центре второго плана в процессе обильного мочеиспускания.

Адриан Гени «Недремлющее око»/ Lidless eye. 2016–2019 годы

Адриан Гени «Недремлющее око»/ Lidless eye. 2016–2019 годы

Особое внимание стоит обратить на небольшую работу «Недремлющее око»/ Lidless eye (2016–2019 годы), созданную под влиянием автопортрета Ван Гога — шедевра Музея д Орсе. На эту тему Гени создал несколько вариаций, чтобы раскрыть простую идею — художник смотрит на мир глазами, не прикрытыми веками, потому что творец никогда не спит, но постоянно созерцает и наблюдает. И тут, как говорится, следите за руками: «Недремлющие ока» — результат судьбоносного посещения 11-летним Адрианом парижского музея. В общем, не Паулюсом Поттером из советского каталога единым.

Адриан Гени. Плот II, 2019 год

Адриан Гени. Плот II, 2019 год

Выставка в Петербурге вышла не хуже, чем посвящение Питеру Брейгелю-старшему в Палаццо Чини, которое могли видеть ездившие на Венецианскую биеннале в этом году. Она запомнилась злободневными портретами, в которых угадывалась рыжая шевелюра президента США Трампа. В Эрмитаже Трампа нет, но среди пост-модернистких игр с мировым художественным наследием нашлось место актуальной повестке — картина «Плот II», навеянная фотографией шлюпки с беженцами. Выставка организована при содействии галериста Тадеуша Ропака, который представляет таких художников как Йозеф Бойс, Георг Базелитц, Тони Крэгг, Энтони Гормли, Илья и Эмилия Кабаковы. Возможно, благодаря содействию Ропака одно из полотен Гени когда-нибудь окажется в эрмитажной коллекции. Сейчас работы живописца хранятся в собраниях музея Тейт, Центра Помпиду, Музея современного искусства в Сан-Франциско.

Ян Вильденс. Охотник с собаками на фоне пейзажа

Ян Вильденс. Охотник с собаками на фоне пейзажа

Адриан Гени. Охотник. 2019 год

Адриан Гени. Охотник. 2019 год

Положение живописи в табели о рангах contemporary art по прежнему высокое: несмотря на новые технологии и междисциплинарность, коллекционеры, и русские в особенности, хотят обладать большими полотнами — холст/масло приветствуются, но и акрил тоже сойдет. Каждый современный художник выходит из положения по-своему: добавляет в пейзаж глитча (кроме Гени вспомним отечественного Павла Отдельнова) или как Ансельм Кифер идет по пути ассамбляжа — кстати, его «Аврора»  находится буквально в соседнем зале от выставки «Я обратил свое лицо…» . Сам Гени в интервью «Коммерсанту» объясняет ситуацию с живописью просто: «Это как секс: независимо от того, насколько общество развивается, сам акт остается тем же; и я думаю, что это постоянная зависимость».


«Я обратил свое лицо…». Живопись Адриана Гени
Государственный Эрмитаж
Главный штаб
21 ноября–2 февраля 2020 года

Кураторы выставки – Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Эрмитажа и Анастасия Веялко, младший научный сотрудник Отдела современного искусства.

Благодарим сотрудников Отдела современного искусства Эрмитажа и лично Марину Шульц за содействие в подготовке материала.

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: